Из XV в XXI век. Современную версию «Иоланты» показали на фестивале Чайковского
Премьера «Иоланты» Петра Чайковского состоялась в 1892 году на сцене Мариинского театра. Оперу композитор написал по мотивам драмы Генриха Герца «Дочь короля Рене». Она стала последней в творчестве композитора. Сегодня оперу в современной постановке смогли увидеть гости фестиваля Чайковского в Клину. Режиссер-постановщик Сергей Новиков перенес действие из XV века в XXI. В центре сюжета — слепая Иоланта, а все события связаны с гаджетами, цифровизацией, лайками и просмотрами. Но музыку оставили классическую. Сергей Новиков — лауреат конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» 2015 года. Опера для него — хобби, работает Сергей госслужащим в должности начальника управления президента России по общественным проектам. Перед началом спектакля — долгая подготовка. Художник по свету готовит место для дирижера. Поколдовать пришлось и декораторам. Все предметы, которые используют в спектакле, на сцене в Клину не поместились. Самая большая часть декораций — мост — не влезла в грузовик. Однако режиссер спектакля отметил, что спектакль будет поставлен в условиях местной сцены. Источник фото: телеканал «360» В успехе выступления руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман не сомневался. Он признался, что своим артистам послаблений не делает никогда. «Для артистов сложнее на открытом воздухе. Оркестр играет, нет акустики, как в театре. Но зато есть невероятные преимущества — во время спектакля могут летать птицы, заходить Солнце. Здесь существуют мистические театральные вещи, которые происходят раз в жизни», — сказал Дмитрий Бертман. Оперу «Иоланта» Чайковский писал в Клину. Она стала последней в творчестве композитора. Режиссер Сергей Новиков внес современный взгляд на события, которые описаны в оригинале. Тогда действие развивалось в XV веке, сейчас — в XXI. Во время спектакля артисты используют собственные телефоны. И в финале все выходят в прямой эфир в Instagram. Источник фото: телеканал «360» Идейный вдохновитель фестиваля — министр культуры Московской области Нармин Ширалиева не отдыхала даже во время спектакля. По ее словам, постоянно нужно все контролировать, чтобы постановка прошла на высшем уровне. «Технологически все проверяем. Очень важно избежать эффекта электрического звука. Мы понимаем, что не подзвучивать нельзя — под открытым небом на полторы тысячи [зрителей] даже гениальнейшего оперного голоса не хватит. Но микрофонный звук исключен. Ощущение, что это живая опера. Это тонкая настройка, это работа команды звукорежиссеров. Большой симфонический оркестр звучит, его подзвучивать не надо. Это для оперной постановки всегда большая работа», — сказала Нармин Ширалиева. Источник фото: телеканал «360» Судя по реакции зрителей, спектакль прошел так, как и рассчитывал режиссер. Никто не заметил отсутствия некоторых декораций, и даже дождь, который на фестивале тоже стал традицией, не испортил впечатления.