Любовь «не по возрасту». Милый спектакль о Ромео и Джульетте на пенсии
Мы встречаемся с русской немкой, которая всю жизнь прожила в сибирской деревне, Эльзой Александровной на камерной сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Она – главная героиня спектакля «Земля Эльзы», премьеру которого зрители увидели 14 июня. Когда занавес открывается, Эльза хоронит своего мужа. У неё остаются крепкий дом, дочь – фельдшер в местном ФАПе, внучка, которая называет своего супруга боровом, и малышка правнучка. А самое главное, у Эльзы остаётся ощущение, которое она называет «как-нибудь потом». Всю жизнь ждала счастья, думала, что придёт оно «потом», но в 76 лет ей кажется, что оно всё же прошло мимо. Новая жизнь в новых туфлях Жизнь главной героини сладкой не назовёшь. Сначала в техникуме не задалось: однокурсники дразнили девчонку по фамилии Блюментрост «фашисткой», потом это ругательство перенял суровый муж, который её по-настоящему никогда и не любил, затем судачить о женщине взялись односельчане. Но вот соседям Эльза дала повод: под старость лет решила начать жизнь с чистого листа и ознаменовала это покупкой туфель. И не каких-нибудь «галош», а блестящих, да ещё и на каблучке. С первых шагов в новых черевичках для главной героини, которая едва ли не впервые за 76 лет сделала то, чего действительно захотела, начинаются сюрпризы: судьба посылает ей необыкновенный подарок – Василия Игнатьевича. Он в деревне новенький, купил там дом после того, как ушёл из городской школы на пенсию. Всю жизнь Василий трудился учителем географии, он знает весь мир, но (вот парадокс!) только по книжкам. Однако, несмотря на свои 72, мечтает собственными глазами увидеть луга Швейцарии, проплыть по каналам Венеции и «затеряться» среди аборигенов в Латинской Америке. Именно он, неисправимый романтик и мечтатель, «вытаскивает» Эльзу из ямы серых будней и старости, он кормит её конфетами с «воздушной» начинкой и приводит на чердак, наполненный старыми книгами, где его возлюбленная, юная и счастливая, гадает по «Ромео и Джульетте». Параллель спектакля, созданного по пьесе юного драматурга Ярославы Пулинович, с поэмой Шекспира видна на протяжении всей истории. Режиссёр «Земли Эльзы» Дмитрий Акимов вместе с артистами даже переписал знаменитый диалог Ромео и Джульетты на балконе от лица всех пар героев постановки. Он говорит, что в пьесе Пулинович есть множество отсылок и к другим произведениям: например, к «Снежной королеве» (Василий Игнатьевич несколько раз просит Эльзу помочь ему высадить у дома розы) и даже к фильму «Девчата» (Эльза рассуждает о том, что во время поцелуя людям, наверное, мешают носы). «В этой пьесе очень много семантических рядов, которые зритель может «снимать» и разглядывать на протяжении спектакля. Для меня самого здесь полно загадок и ассоциативных вещей. Именно они позволили мне и артистам похулиганить, в хорошем смысле», – говорит Дмитрий Акимов. Авторы спектакля «похулиганили» с его оформлением, сделав большинство декораций смешными и рисованными. А в качестве саундтрека подобрали «цыганские» композиции из разных фильмов Эмира Кустурицы. «Хулиганят» и артисты, то и дело превращая своих героев «за 70» в детей. Недаром один из персонажей – сын Василия Игнатьевича Виктор – на реплику жены о том, что его малыш влюбился «не в ту» девочку из детского сада, кричит: «Мой отец влюблён! Мой сын влюблён! Что я должен делать?» «Роль – бриллиантик» Сильная пьеса Ярославы Пулинович на сцене театра имени Охлопкова «приправлена» потрясающей игрой народной артистки России Натальи Королёвой, которая исполняет роль Эльзы, и заслуженного артиста РФ Александра Булдакова, перевоплотившегося в географа Василия. «Эта роль меня встряхнула и так втянула в себя, что думала о ней не переставая – утром, днём, ночью. Я какой-то бессонницей стала страдать, всё время Эльзу представляла и полюбила её очень, – рассказывает Наталья Королёва. – Для пожилых артистов подобных ролей не очень много: если в молодости их полно, то с возрастом становится всё меньше. Каждая такая роль – это бриллиантик. Неудивительно, что многие театры уже поставили «Землю Эльзы», скоро по ней начнут снимать фильм». Актриса говорит, что «разгадать» современную драму подчас бывает тяжелее, чем сыграть классику. «Ярослава Пулинович немного загадочная для меня автор. Сначала читаешь пьесу – и кажется, что там очень плоские диалоги, их не сравнить с творениями Вампилова или Чехова. Но чем больше в текст проникаешь, тем сильнее чувствуешь драматурга, какую-то её боль, её мировоззрение. Она очень глубокий и интересный человек. Кстати, сама Пулинович рассказывает, что берёт сюжеты для своих пьес из жизни и «Земля Эльзы» – это реальная история. Притом пара до сих пор живёт в деревне и все соседи заглядывают к ним в окна: «Есть у них секс или нет?» Мне кажется, что эта пьеса очень важная, ведь так много женщин, проживших свою жизнь без счастья, без любви, не познавших себя в этом чувстве. Хочется говорить об этом, хочется, чтобы все женщины были счастливыми». В названии спектакля – ключ к его главному смыслу. Эльза Блюментрост, ставшая по мужу Эльзой Кравчук, всю жизни задаёт себе вопрос: кто она - немка, украинка или русская? В итоге приходит к выводу, что её «земля» – большая, и она не имеет никакого отношения к географии, которой Василий всю жизнь учил детей. На вопрос о том, какая она, земля Эльзы, для самой актрисы, Наталья Королёва отвечает: «Земля Эльзы больше всех земель, вместе взятых. Её земля – это любовь. Не каждый умеет любить, не каждый встречает в своей жизни чувство, настолько всепоглощающее. К сожалению, к Эльзе оно пришла только в 76 лет, когда впереди мало времени, когда кажется, что ты уже на пороге. Но вдруг горизонты раздвинулись и появилась бесконечность. Это космос. Любовь – это и есть космос».