Великая актриса Анастасия Зуева училась в салтыковской гимназии в Балашихе
Для нескольких поколений советских детей приглашение в русскую сказку прочно ассоциируется с образом доброй сказительницы с характерным голосом и лукавым взглядом из фильмов-сказок Александра Роу «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» и «Золотые рога». Этот знаковый образ создала Анастасия Зуева (1896-1986), чья биография во многом рифмуется с историей нашей страны в ХХ веке. Старейшая актриса МХАТа, народная артистка всего Советского Союза, как называли её миллионы почитателей, ученица самого Станиславского, «энциклопедия советского и русского искусства», Анастасия Зуева родилась в 1896 году в Тульской губернии в семье богатого крестьянина, гравёра по самоварам. Отец умер, когда Насте было пять лет, мать вышла замуж за жандармского полковника, которому её две дочки были не нужны, и тётка, управительница в богатом имении, забрала их на воспитание в Салтыковку. Здесь, в местном самодеятельном театре «Струны» юная Настя Зуева начинала карьеру актрисы. Затем она поступает в престижную частную Школу драматического искусства, причём на бесплатное обучение. Эта школа была прообразом знаменитой Школы-студии МХАТ. В 1916 году ее взяли во 2-ю студию МХТ. С первой же роли — Вари в «Зелёном кольце» Зинаиды Гиппиус — её заметил Немирович-Данченко. В 1918 году, когда Зуевой было 22 года, она исполняет роль старухи-хозяйки в «Истории лейтенанта Ергунова» по Тургеневу. И исполняет настолько великолепно, что Станиславский полушутя предрекает ей «быть на сцене вечной старухой». И ещё, что гораздо серьёзнее: «Пожалуйста, не трогайте Зуеву. И не учите её системе. Она сама — Система». Максим Горький, посмотрев актрису в роли Матрёны из «Воскресения» Льва Толстого, сказал: «Лучше, чем в жизни». А вскоре была Коробочка из «Мёртвых душ», инсценированных специально для МХАТа Михаилом Булгаковым. Эту роль Зуева блестяще играла с 1932 года и до конца жизни. Список её ролей на сцене лучшего русского театра страны огромен. Ведь в основную труппу Художественного театра Анастасия Зуева вступила в 1924 году. И блажен тот, кто застал эту великую плеяду артистов: Хмелёв, Яншин, Прудкин, Андровская, Грибов, Ливанов, Степанова, Станицын, Тарасова… Автор этих строк с упоением вспоминает этих великих стариков, которых довелось лицезреть в середине семидесятых. Фильмография Анастасии Зуевой насчитывает свыше сорока наименований. Но талант человечности, несказанного обаяния, органичного слияния мудрости и юмора был не менее уникальным, чем артистический. Вот лишь некоторые штрихи из яркой жизни светлого человека. Зуева сама придумывала грим, хотя главным для неё был неустанный поиск характера. Так вот, после Коробочки в артистической Анастасия Платоновна моментально преображалась и выходила к зрителям в вечернем платье, с двумя орденами Ленина и значком Сталинской премии. Зал взрывался аплодисментами. Она играла старух, а в жизни была само обаяние. У неё всегда была масса поклонников. На улицу выходила в шляпке, перчатках, следила за собой и была очаровательна. За ней ухаживал сам Валерий Чкалов, и если бы не его безвременная гибель в 1938 году, они могли бы стать мужем и женой… Когда делегация МХАТа прибыла в Югославию, её принимал сам маршал Тито. Поначалу возникла неловкость. Но тут вперед выступает Зуева и задает невинный вопрос: «Иосип, а сколько у тебя войска?» — «Потом, Настя, потом…». И весь вечер они любезничали за столом. Такая дипломатия. Такой уникальный юмор. Да, они были давними знакомыми, ведь хлебосольная квартира Зуевой находилась на Тверской в доме Елисеевского магазина, где этажами выше жили сотрудники Коммунистического интернационала, среди которых был и Иосип Броз Тито. Вспоминает актёр Всеволод Шиловский: «На Северном флоте на атомную подлодку никого не пускали. А её — пригласили. Мы уже стали волноваться: «Куда запропала народная артистка всего Советского Союза?». Оказывается, встреча с моряками затянулась, и последнее, что она им сказала: «Рожайте, рожайте, любите женщин… Споём?». Она могла держать любую компанию». Автор недавно вышедшей книги «Королевы смеха. Жизнь, которой не было?» Сергей Капков встречался с любимой внучкой великой актрисы Еленой, и вот её свидетельства: «Зуева умела восхищаться, но никому не завидовала… Она любила веселье, радость, жизнь. Приводила студентов Школы-студии МХАТ домой, кормила их обедом, старалась дать каких-то денег, как-то поддержать… — Каким был круг ее общения? — Он был невероятно широк: академики, художники, писатели, актеры… Анастасия Платоновна, по словам друзей, была готова облагодетельствовать даже телеграфный столб… В жизни она совершенно не умела играть, притворяться, рассказывать анекдоты. Играла только на сцене». Одиннадцать раз актриса выезжала на фронт, на передовую. Анастасия Зуева — едва ли не единственная актриса, награждённая за участие в Великой Отечественной высшим советским орденом — Ленина. Была беспартийной. Открыто исповедовала православие. Заступалась за репрессированных и дружила с тремя патриархами всея Руси — Сергием, Алексием Первым и Пименом. Любила озвучивать мультфильмы, была завсегдатаем «Театра у микрофона», когда благодаря ей и её коллегам русское слово проникало в каждый дом, формируя у слушателей не только художественный вкус, но и в известной степени ясный разум. Борис Пастернак одно из своих произведений так и назвал: «Анастасии Платоновне Зуевой». …Для Вас в мечтах писал Островский И Вас предвосхищал в ролях, Для Вас воздвиг свой мир московский Доносчиц, приживалок, свах. Движеньем кисти и предплечья, Ужимкой, речью нараспев Воскрешено Замоскворечье Святых и грешниц, старых дев. Вы — подлинность. Вы — обаянье, Вы вдохновение само. Об этом всём на расстояньи Пусть скажет Вам моё письмо. Именно эти строки высечены на памятнике на Новодевичьем кладбище… Анастасия Зуева прожила долгую и сложную жизнь, она умерла 1986 году, ей было 90 лет. Отпевали её в патриаршем храме. Гроб оставался в алтаре Богоявленского собора почти сутки. По распоряжению Патриарха Пимена службы шли во всех храмах Советского Союза… В 1984 году в «Театральной жизни» вышла статья А.П.Зуевой «Желание творить». Это был манифест «старой школы» по отношению к дешёвому новаторству. «Если нет стремления к творчеству, если им не пронизан самый воздух сцены, то искусства нет. Есть поделки… — писала Анастасия Платоновна. — …Станиславский и Толстой искали «изюминку» в человечности души, а не в «греховности» человека…». В декабре 2016 года горельеф с изображением Анастасии Зуевой в образе «сказительницы» был открыт в подмосковной Дубне. Святослав Коновалов