В нижегородском театре «Комедiя» представили неожиданную версию гибели Максима Горького
Сцена объяснения Горького с эмигрантом стала самой напряженной в спектаклеВ нижегородском театре «Комедiя» представили неожиданную версию гибели Максима ГорькогоТакого Максима Горького Нижний Новгород ещё не видел! Театр «Комедiя» в историческом детективе «Затмение солнца» рассказал о последних днях жизни писателя, тайне гибели его сына и той роли, какую сыграло в их жизни и смерти всемогущее ОГПУ. Триединство Пьесу в жанре исторического детектива написала нижегородский драматург Нина Прибутковская, завершив ею свою трилогию о Горьком, поставленную в трёх нижегородских театрах. Юность его можно увидеть в ТЮЗе, в спектакле «Странный парень», историю любви – в театре драмы в спектакле «Твоя Катя», а финалом стало «Затмение солнца». Почему затмение? Именно потому, что на следующий день после смерти писателя, литературного солнца страны, СССР погрузился во тьму полного солнечного затмения – зрелища величественного и пугающего, породившего легенды и слухи, окутавшие имя Горького мрачными тайнами. Удивлять спектакль начал уже с появления 3D-афиш на центральной улице города – Большой Покровской: герои пьесы внимательными взглядами встречали и провожали прохожих, сурово поворачивая головы им вслед. И вот – спектакль. Тайна и мистика, история и смутные догадки переплелись здесь в единое целое – достоверное, загадочное и пугающее. Режиссёр спектакля Вадим Данцигер сделал из пьесы захватывающее действо, роль декораций доверив проекции, которые мгновенно превращают сцену то в цветущий сад, то в кремлёвские застенки из бесконечного красного кирпича и даже отправляют зрителей в межпланетное космическое путешествие. А за всем этим стоит история России, показанная через самых ярких её представителей того времени, и в первую очередь через Горького. История в лицах Писателя сыграл Игорь Смеловский, показав его человеком сложным, неоднозначным, искренне заблуждающимся и стремящимся осознать свою жизнь и предназначение в ней. Приходя на помощь своим друзьям и защищая их, он не смог защитить себя и семью, попав в изоляцию и безвыходное положение символа – буревестника и солнца литературы. Трагедия Горького в том, что, став этим символом, он потерял возможность быть самим собой, заживо превратившись в памятник. Режиссёр это противостояние с самим собой и сжимающимся до размеров дачи миром превратил в мощный психологический спектакль, выведя главным антагонистом Горького не Сталина, очень сдержанно и немногословно сыгранного почти неузнаваемым в этой роли Валерием Кондратьевым, а другого известного нижегородца – Генриха Ягоду. Маленький человек, юный и тонкий как натянутая струна, он на глазах зрителя превращается во всесильного демона зла, противостоять которому не могут ни враги, ни друзья, ни высший эшелон власти. Александр Калугин в этой роли завораживает и пугает до мурашек. Иногда кажется, что он, а не Горький, здесь главный герой пьесы. На его фоне в спектакле постепенно в тень уходят Ворошилов (Михаил Булатов), Бухарин (Дмитрий Кальгин) и другие герои, уступая политическое первенство Ягоде. И только Горький до конца остаётся собой. Доля юмора Блистательно актёрски и режиссёрски сделана сцена его объяснения с пришедшим его убить эмигрантом Ипполитовым (Евгений Пыхтин). Это особое интеллектуальное наслаждение видеть, как пыл и гнев наивного юноши-идеалиста разбивается о глыбу интеллекта Горького, умирающего, но не сдающегося. Их словесная баталия выписана идеально и с великолепным юмором, который переходит в глубокое сочувствие героям. Вы бы смогли спасти своего убийцу? А Горький это делает легко и в то же время назидательно. Очень сложные чувства вызывает проникновение в отношения Горького с сыном. Дмитрий Крюков показал Максима Пешкова мечтателем и романтиком и в то же время человеком, предчувствующим беду. Словно мотылёк летит он к своему солнцу и падает обожжённый, затмевая для него свет. Эффектны и женские образы: любящая, покинутая жена и мать Екатерина (Елена Ерина), из последних сил цепляющаяся за призрачные надежды; всё понимающая, но бессильная что-то предпринять жена Максима Надежда (Татьяна Киселёва); роковая любовь Горького – Мария Будберг. Точно и тонко её переход от бравады к почти животному страху перед системой сыграла Надежда Ковалёва. Свою историю рассказывают здесь и детали – от навязчивой мелодии «Утомлённого солнца» и бидончика с простоквашей до выстрелов и мерцающих тюремных лампочек. Сотни документов, писем, архивных справок, воспоминаний – все, кто работал над спектаклем, перелопатили кучу литературы, чтобы понять, что же произошло с Горьким на самом деле, и показать это максимально достоверно. Насколько это получилось, каждый зритель решает сам. Но судя по восторженным отзывам, заполоняющим соцсети после каждого показа спектакля, пазл из сотен кусочков правды собрался, и театр раскрыл тайну смерти Горького и его сына… 16+