«Езжай в Ставрополь — там ты станешь артистом»

Ставропольский академический театр драмы имени Михаила Лермонтова — самый первый театр на Северном Кавказе. Основанный в 1845 году, он пережил революцию и несколько войн, сменил несколько зданий и до сих пор находит чем удивить зрителя. В чем секрет этой творческой живучести, разбирался корреспондент «Это Кавказ». «Для некоторых постановок время остановилось» В кабинете режиссера театра Валентина Бирюкова висят пожелтевшие афиши ставропольских спектаклей, которые собирали аншлаги еще в 80-е годы прошлого века: «Очень простая история», «Полет над гнездом кукушки», «Продавец дождя», «Девичник». — Для некоторых постановок время остановилось, — говорит режиссер, скользя взглядом по стенам. — Свой первый спектакль «Сестра моя — русалочка» я поставил на этой сцене 32 года назад. Так он живет по сей день: мы уже сменили две декорации и костюмы, потому как износились за столько лет, артисты меняются, но спектакль живет. Бирюков пришел в Ставропольский театр юным выпускником из Щукинского училища. За 30 лет поставил здесь более 70 спектаклей: «Примадонны», «Боинг-боинг», «Спящая красавица», один из главных хитов театра — музыкальную комедию «Проделки Ханумы». История о ловкой свахе, женящей двух влюбленных против воли их родителей, собирает полные залы уже 28 лет. Секрет успеха прост: захватывающая драматургия и эффектная форма — танцы, песни, колоритные костюмы народов Кавказа. — И я сам удивляюсь, когда вижу, что в будние дни зал полон зрителей, — говорит Бирюков. — Причем сами актеры тоже любят этот спектакль. У нас за столько лет практически весь состав изменился. Тот, кто играл в этом спектакле роль молодого героя, с годами перешел в другую возрастную категорию. «Какая органика, какая правда, какое нутро!» В остальном в репертуаре преобладает классика: «Маскарад» Лермонтова, «Недоросль» Фонвизина, Шекспир, Мольер, Чехов — словом, столпы театрального искусства. — На самом деле, мы ставим разный репертуар, — возражает режиссер. — У нас есть и комедии, и драмы, и детские сказки, чтобы каждый зритель нашел свое. В этом году я поставил к юбилею Василия Шукшина спектакль «Энергичные люди». Пока он идет с большим успехом. Недостатка в новом материале, в чем часто обвиняют классические театры, у ставропольских режиссеров нет, считает руководитель литературной части театра Валентина Куникина. По ее словам, буквально едва ли не каждый день авторы присылают ей новые пьесы. Просто далеко не все из них проходят отбор. — Сегодня кому не лень пишут пьесы и отправляют в театр, — говорит Куникина. — Еле успеваю прочесть и каждому ответить. И обижать авторов не хочется, вдруг это чьи-то первые решающие шаги в творчестве. Присылают и американские пьесы в переводе, но наши режиссеры от них отказываются: уж больно другая культура. В театре Валентина работает с 1965 года. Сначала — бухгалтером. Будучи в этой должности, смотрела спектакли с колосников и так увлеклась происходящим, что поехала учиться в ГИТИС. Через пять лет вернулась на работу литературным редактором — без театра свою жизнь уже не представляла. — Наш театр — театр великих идей и преобразований. Всю жизнь идет в ногу со временем, — говорит Куникина. — Вы, кстати, смотрели «В списках не значится?» Если нет, я вам рекомендую обязательно посмотреть в новом сезоне. А спектакль «Не покидай меня» вообще невозможно смотреть без слез. В нем играют студенты. Какая органика, какая правда, какое нутро! «За артистами надо следить как за детьми» Сейчас театр дает последние спектакли и уходит на каникулы — труппа будет готовиться к новому сезону. Но пока жизнь еще кипит. Причем даже не на сцене, а в рабочем кабинете заведующего театральной труппой Юрия Иванкина. В небольшую комнату то и дело забегают с вопросами загримированные актеры, без умолку звонят стационарный телефон и мобильный. — Вот вроде Год театра — по идее все должно быть для театра, а в итоге все просят у театра, — по-доброму разводит руками завтруппой. — Наши актеры нарасхват, очень много занимаются благотворительностью, постоянно нас зовут на праздники, устроенные в честь Года театра. Времени на все не хватает. К тому же, отмечает он, зарплаты у артистов совсем небольшие, поэтому большинство из них вынуждены подрабатывать где-то еще. — Кто-то занимается с детьми, кто-то в журналистике совмещает, кто-то ведет концерты, чтобы прокормить семью. В общей сложности в театре работают 34 актера. Юрий Иванкин, кстати, тоже один из них. Но сейчас он играет только в эпизодах, а сам занимается организационными вопросами. — За артистами надо следить как за детьми. Им надо помогать, их надо оберегать. Они очень талантливые, но ранимые. Многие буквально выросли на этой сцене. «Когда нет любви, то это просто плохая физкультура» За пару часов до вечернего спектакля мы стучимся в гримерку одной из главных актрис театра Светланы Колгановой — заслуженной артистки России, отметившей в этом году сразу два юбилея: свое 50-летие и 30 лет на сцене. — О театре я мечтала с детства, — говорит актриса. — Первое, что мне пришлось преодолеть, — сопротивление родного города Иваново, где почти все девочки после школы получали специальность ткачих. Но все же поступила на театральное. Артистка усаживается за столиком и раскладывает помаду и тушь. Через два часа ей опять на сцену: в комедии «Примадонны» она играет старуху-миллионершу Флоренс Снайдер. — В Ставрополь я попала по распределению и осталась, — говорит она, подкрашивая ресницы. — Здесь был очень хороший режиссерский цех и талантливая молодежная труппа. Однажды хотела уйти. Тогда мой худрук Алексей Малышев сказал, что первый театр как первая любовь. Никогда не забудешь, все равно будешь сравнивать. Я его послушалась и осталась. Это и правда моя первая любовь, но не тургеневская, а счастливая. Впрочем, и без происшествий за это время не обошлось. Например, первая роль в театре в буквальном смысле стоила актрисе крови. На одной из постановок она неудачно выскочила из люка — разодрала спину о выпирающий гвоздь. Но, говорит, боли даже не почувствовала — так была увлечена игрой. — Для меня театр — это аналогия с рождением ребенка, — улыбается Колганова. — Когда два человека по-настоящему любят друг друга, рождается ребенок. А когда нет любви, то это просто плохая физкультура. «Езжай в Ставрополь. Там ты станешь артистом» Светлана проводит нас за кулисы, там на сцене под зажигательную музыку уже отплясывают два актера, те самые, которые в сегодняшнем спектакле «Примадонны» играют двух друзей-неудачников. Среди них 45-летний Игорь Барташ, еще один «старожил театра». Он пришел в труппу в 1994 году и считается самым любимым артистом публики: высокий, громкий, обаятельный. — Я учился в Воронеже. На последнем курсе приехал в Ставрополь на просмотр к режиссеру Алексею Малышеву. Меня позвали, — вспоминает Барташ. — Декан нашего факультета Евгений Слепых тогда мне сказал: «Раз тебя берет сам Алексей Саныч, то, конечно, езжай в Ставрополь. Там ты станешь артистом». Хотя поначалу роли молодому актеру доставались не самые драматические — даже сардельку в спектакле «Щелкунчик» приходилось играть. Первую главную роль он получил в спектакле «Коварство и любовь» немецкого режиссера Кристиана Ремера. Но больше всего местному зрителю Баршташ запомнился в образе лермонтовского Печорина в спектакле «Герой нашего времени». — Вообще-то, Печорина должен был играть другой актер. В наш театр тогда приехал московский режиссер Юрий Еремин, чтобы поставить «Героя нашего времени». Он увидел мой портрет в фойе — я был кучерявый, с бородой, еще не седой, на врубелевского Демона был похож, и сказал: «Печорина будет играть этот», — вспоминает он. Звукорежиссер что-то говорит актерам в микрофон, и они быстро ретируются. Через 20 минут ставропольский Печорин, он же Игорь Барташ, предстанет перед зрителями в роли Лео в спектакле «Примадонны». «Я должен был кричать и оскорблять одну из известных актрис театра» Но театр держится не только на мэтрах, молодые актеры в нем тоже есть и в большом количестве. Руководство театра помогает готовить студентов театрального факультета, некоторые из них затем пополняют труппу. Один из самых узнаваемых представителей «молодого поколения» в драмтеатре — 31-летний актер Евгений Задорожный, отметившийся в спектакле «Боинг-Боинг» и в мюзикле «Леонардо». Сам актер признается, что работа среди маститых и заслуженных артистов далеко не всегда дается ему легко. — Моя первая роль — лорд Дарнлей в спектакле «Шах королеве», играл мужа Марии Стюарт. Будучи еще студентом, я должен был кричать и оскорблять одну из известных актрис театра, обвиняя ее в измене, — вспоминает Евгений, собираясь в гримерке на гастроли в один из районов Ставрополья. — А в этом же спектакле играл ее законный супруг, тогда они ждали ребенка. И я каждый раз после репетиции по-человечески извинялся перед нею. Роль ролью, но было не по себе так обращаться к даме. Разъехаться на гастроли успели уже многие артисты — в июле театр закрывается на каникулы, а в его здании тем временем пройдет масштабная реконструкция. К слову, в отличие от большинства провинциальных коллективов, труппа Ставропольского драмтеатра на состояние здания не жалуется. Действительно, по сравнению со скромными национальными театрами, которые вынуждены делить не новые ДК с несколькими трупами-конкурентами, условия в драмтеатре просто прекрасные: просторный зрительный зал, сцена, гардеробная. Впрочем, с годами все это несколько износилось. Но и это скоро исправят. В планах освежить входную группу, интерьер холла и гардероба. В помещении отремонтируют главное фойе, лестницы, санузлы. Ну и конечно, театр получит новую сцену и кресла в зрительном зале. Так что юбилейный 175-ый сезон коллектив встретит уже в обновленном здании.

«Езжай в Ставрополь — там ты станешь артистом»
© «Это Кавказ»