Войти в почту

Театр, в котором есть вкус – и запах свежего хлеба

Для нашей страны сочетание кулинарии и сценического искусства непривычно. Хотя, например, в Австрии уже давно популярен овощной оркестр, где музыканты играют на флейтах из моркови или трубах из цукини. Ровно десять лет назад, почувствовав незанятую нишу, актер Юрий Макеев открыл кулинарный Театр вкуса. Досье Юрий Макеев родился 19 февраля 1980 года в Москве. В 2002 году окончил актерское отделение РАТИ (ГИТИС). Военную службу проходил в Театре Российской армии. Снимался в сериалах «Простые истины», «Даун Хаус», «Бедная Настя», «Глухарь», «Солдаты» и других. В 2009 году создал Театр вкуса. За это время было поставлено 19 спектаклей, сегодня в репертуаре – четыре постановки. Женат. Воспитывает двоих детей. Система «подвешенного билета» В этот день в Москве на сцене театра «Практика», резидентом которого сейчас является Театр вкуса, давали спектакль «Семейная пекарня». Как обещал анонс постановки, зритель сможет «выведать основной секрет 150-летнего теста старинной французской пекарни, поговорить о самом сокровенном в кругу семьи, почувствовать запах свежеиспеченного хлеба, услышать хруст золотистой корочки... И самое главное – открыть секретный рецепт счастья!» Актер Юрий Макеев готовится к действу несколько часов. Успеть купить нужные ингредиенты (мука, яйца, дрожжи и так далее), замесить тесто, дать настояться, долго и тщательно размять, разделить на булочки. Их потом на глазах у зрителя испекут тут же в духовке и в конце спектакля угостят каждого. Пред. След. Некогда популярного актера сегодня – с усами и бородой – можно узнать с трудом. Выпускник театрального института Юрий Макеев в свое время начинал актерскую карьеру стремительно. 24-летним попал в театральную постановку «Три сестры» к известному британскому режиссеру Деклану Доннеллану, у которого сыграл роль подпоручика Федотика. Выступал на сценах Европы. Затем – роль Мазаева в нескольких сезонах популярного сериала «Солдаты». Успел поработать на съемочной площадке и с Кириллом Серебренниковым в фильме «Постельные сцены». Казалось бы, карьерный рост налицо. – Я не знаю, можно ли это было назвать взлетом, но да, был какой-то телевизионный рост, – рассуждает в разговоре с «Собеседником» перед спектаклем, замешивая тесто, Юрий. – Но я сам все это решил прекратить. Как ни пафосно звучит, в этом был элемент судьбы. Мы с женой ждали ребенка, заканчивалась работа, новых хороших предложений не поступило, заканчивались доходы. Я задумался, чем прокормить семью. Вспомнив свою первую профессию – повар-кондитер, стал готовить для друзей на каких-то праздниках, свадьбах, корпоративах. А потом родилась идея Театра вкуса. Это не драматические спектакли, но и не кулинарное шоу, нет, это беседа и игра со зрителями. Маленькая арт-терапия для всей семьи. В свое время Макеев предлагал руководителям Москвы открыть в каком-нибудь парке этакий семейный театр, где были бы свой огород, цветники, домик со сценой, на которой устраивали бы праздники и спектакли с участием самих зрителей. Но городу это оказалось не нужно. Хотя благодарственных писем (например от мэров Москвы Лужкова и Собянина) в архиве театра скопилось много, все это только на бумаге. Тогда Юрий решил больше ничего не просить у государства, продал свою московскую квартиру и купил два участка в Смоленской области в 200 км от Москвы. Там теперь он проживает со своей семьей и уже пять лет строит здание своего театра. Там же на свежем воздухе играют спектакли, причем привлекая для этого жителей из соседних деревень. Последняя премьера – «Деревенские истории... Известные и не очень», где рассказывается, как появились русские сказки. Все это, разумеется, с рассказами о русской кухне. – Кто-то говорит, что это утопия, кто-то не понимает меня. Но именно так я чувствую. Если говорить о том, как мы выживаем, то тут либо чудо, либо фокус, – смеется Макеев. – Вырученные от спектаклей средства вкладываю в строительство и новые постановки. Зрители помогают: кто сам приедет и поможет приколотить доску, кто-то выделит деньги, чтобы эти доски купить. По-разному бывает. Помогаем мы малоимущим семьям. Для этого создали систему «подвешенного билета». Можно купить на наши спектакли билеты, какими-то воспользоваться самим, а некоторые (кто сколько может) «подвесить» в кассе, чтобы потом по этим билетам мог прийти тот, кто не может позволить себе посетить спектакль. В этом благом деле нас поддерживают много желающих. Скалка вместо телефона Для всех своих спектаклей Юрий Макеев пишет сценарии сам. Что-то заимствует из наблюдений, что-то из своей жизни. Вот и спектакль «Семейная пекарня» – это из воспоминаний, когда актер играл и жил в Париже. Вместо традиционных трех звонков, приглашающих к началу действа, – аромат булочек из духовки. Пекарь в исполнении Макеева берет противень и хлебный аромат опахалом «запускает» зрителям. Между «звонками» артист рассказывает, как в Париже познакомился с неким французским пекарем Жаном и тот обучил его своей работе. Все это сопровождается музыкой французского шансона, которую наигрывают тут же на аккордеоне и гитаре. Естественно, на заднем фоне изображение Эйфелевой башни, виды Монмартра. Пред. След. – Жан научил меня: «Тесто надо делать чистыми руками и с чистой совестью», поэтому давайте для начала помоем ручки и подумаем о хорошем – о наших родных, близких и любимых, – предлагает ведущий тем, кого выбрал из зала, чтобы занять в постановке. Это 7-летний Лев, 44-летний Антон, 4-летняя Ирина, 26-летняя Ольга... Они изображают рядом со столом, где в процессе сами «работают» с тестом, членов семьи пекаря. Каждый сидящий в зале тоже играет свою роль. Например, корреспондента «Собеседника» в этот день назначили мэром Парижа. Задача градоначальника одна – улыбаться и приветствовать всех, помахивая рукой. Остальные зрители изображают и самолет, на котором летят до французской столицы, и обычных парижан. Импровизация в этой пекарне приветствуется. Например, знакомая всем нам скалка вдруг превращается в телефонную трубку или становится мушкетерской шпагой. В процессе готовки даже самые лучшие кулинары могут узнать для себя много нового. Например, что хорошее тесто нужно побить (ударить об стол) не менее 200 раз. Или как правильно вытянуть тесто, чтобы получился настоящий французский багет. К концу спектакля зрители уже свои в этой пекарне. Осыпанные мукой с ног до головы, довольные и счастливые дети, папы-мамы, дедушки-бабушки приветствуют еще недавно незнакомых друг с другом улыбками и рукопожатиями. – Мне очень хочется, чтобы те, кто бывает у нас на спектаклях, вы­шли из зала единой семьей. И когда такое получается, как сегодня, я очень счастлив. Это для меня самая большая награда. Поверьте, не все в этой жизни строится на деньгах, – улыбается нам Юрий Макеев. Пред. След. Ближайшие спектакли Театра вкуса на сцене «Практики» в Москве можно увидеть-понюхать 7 июля и 25 августа. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №23-2019 под заголовком «Театр, в котором есть вкус».

Театр, в котором есть вкус – и запах свежего хлеба
© ИД "Собеседник"