Войти в почту

«Переписывал под него сценарий». Как волжанин снял фильм с Пьером Ришаром

В минувшем сезоне Волгоградский музыкальный театр блеснул необычной премьерой - мюзиклом «Продавец игрушек». Вообще-то спектаклей этого жанра в репертуаре театра немало, но уникальность «Продавца игрушек» в том, что поставлен он по пьесе волжанина Виктора Добросоцкого, о котором впору писать героико-авантюрный роман. Судите сами: в его биографии есть многое, начиная от работы в горкоме комсомола и сенаторства и заканчивая сотрудничеством с Пьером Ришаром. Ныне господин Добросоцкий, общественный и государственный деятель, относит занятие литературой к разряду хобби. Однако его роман «Продавец игрушек» уже успел превратиться в драматический спектакль, по нему снят фильм с участием Пьера Ришара и поставлен мюзикл. В ноябре ожидается премьера одноимённой оперы в московском театре. А там и ледовое шоу подоспеет... При всей своей занятости Виктор Добросоцкий остаётся верен нашему региону, где прошла немалая часть его жизни. На премьеру в Волгоград он прибыл в сопровождении друзей и коллег из Сенаторского клуба Совета федерации. Охотно давал интервью и восхищался волгоградской постановочной группой. Князь, он же продаввец - Виктор Иванович, как родился замысел «Продавца игрушек»? - Когда я был членом Совета федерации, отдыхал в санатории, расположенном в бывшем дворце князей Барятинских. Барятинские - легендарный российский княжеский род. И вот однажды ко мне подвели важного, напыщенного человека. Подойдя ко мне, этот господин стал высокомерно говорить: «Вы понимаете, что такое - управлять Россией? Да вы знаете, что такое Россия?!» Он стоял рядом с бюстом одного из князей Барятинских. И вдруг я вижу: да они похожи, просто одно лицо! И тут мой приятель, сенатор Солонин, говорит: «Разрешите представить вам князя Барятинского». А у меня уже такое внутреннее раздражение возникло: по какому праву он учит меня, как жить, как управлять страной? Я спрашиваю: «Позвольте узнать, чем вы занимаетесь в жизни?» И тут у него сразу плечи опустились, он как-то съёжился, сник и отвечает: «Ну, понимаете, я работаю продавцом в универмаге в Страсбурге». Это моментальное превращение из князя в маленького человека произвело на меня впечатление. Я сразу представил себе, какой он там, за границей, и как расцветает здесь, на родине предков. Эта встреча стала отправной точкой для создания романа, у меня возник образ главного героя, дальше я уже добавлял фрагменты из разных судеб. - По вашей книге вышел одноимённый фильм, где вы были продюсером и сценаристом. Одну из ролей в картине сыграл Пьер Ришар. Трудно было заполучить такую звезду? - Нелегко. Кстати, когда Пьер Ришар согласился сниматься, я стал быстро-быстро переписывать сценарий: развивать сюжетную линию, в которой действует персонаж Ришара. А когда мы с ним встретились и стали работать над фильмом, он сам придумывал многие вещи. Благодаря своему таланту и колоссальному опыту он гораздо лучше меня понимает, как тот или иной ход будет выглядеть на экране. - А если говорить о мюзикле, поставленном в Волгограде, вы изначально хотели, чтобы музыку к нему писал Александр Журбин? - Конечно, потому что он гений. С Журбиным мы познакомились много лет назад. Он написал кантату «Небеса» на мои стихи. Она была исполнена в Кремлёвском дворце детским хором Гостелерадио. Когда «Продавец игрушек» был поставлен в Вахтанговском театре, Александр решил написать мюзикл. И ещё три года ждал, пока у замечательного поэта Сергея Плотова появится время для написания текстов. Работали они вдохновенно. И это чувствуется. Узнаваем светлый почерк Александра Журбина. Он ведь немолодой человек, но в душе ребёнок, мальчишка: радуется, вдохновляется жизнью. Это свойство истинных талантов. Поэтому и мюзикл «Продавец игрушек» получился таким воздушным, светлым. Литература - это хобби - Какие воспоминания связаны у вас с Волжским, есть любимый уголок в городе? - (Улыбнувшись) Город, в котором женился, навсегда остаётся в памяти. А если серьёзно, период, когда я работал секретарём Волжского горкома комсомола, был временем молодости, полёта фантазии. Мы очень старались сделать что-то хорошее для города, и немало получилось. Так что в Волжском осталась частица моей души. В прошлом году, когда отмечалось 100-летие комсомола, в ДК ВГС состоялась очень тёплая встреча. Нас собралось около ста комсомольцев из разных уголков страны. Было очень торжественно и очень приятно. - Почему Вы называете литературу своим хобби? - Потому что это правда, причём это сознательный выбор. У меня есть приятель - владелец крупного издательства. Однажды я случайно услышал, как он общается с автором. Не хочу называть фамилию, но поверьте, это был очень известный писатель. Так вот, мой товарищ буквально диктовал ему, как изменить тот или иной фрагмент текста в соответствии с современными тенденциями. То есть, если писательство - это основной заработок, автор полностью зависит от издателя, поскольку тот платит ему гонорар. Для меня же писательство - хобби. А хобби - это свобода. Ничего особенного я сочинить не могу. Но когда меня что-то в жизни сильно удивляет, пишу об этом. Всегда интересно поделиться своими наблюдениями, своим пониманием жизни. К тому же я верю, что литература меняет человека к лучшему. - У Вас была возможность убедиться в этом? - Представьте себе, да! У меня была знакомая, которая очень хотела выйти замуж, но любимый человек всё никак не мог решиться сделать ей предложение. И вот они сходили на спектакль «Продавец игрушек» в Вахтанговском театре. А там Юра Васильев так сыграл монолог профессора (в нём подвергнуты критике современные отношения между мужчиной и женщиной и гражданские браки. - Авт.)! Потом знакомая рассказала, что после спектакля молодой человек признался: «Знаешь, я таким негодяем себя чувствую, давай завтра с утра в ЗАГС пойдём!». И я подумал: значит, искусство может что-то изменить в человеке.

«Переписывал под него сценарий». Как волжанин снял фильм с Пьером Ришаром
© АиФ Волгоград