Премьера спектакля «Tiger Lillies играют Гамлета»: короли, шуты и Шекспир
Премьера спектакля «Tiger Lillies играют Гамлета» состоялась в Театре имени Моссовета 3 июля 2019 года в рамках 14-го Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова. Знаменитая постановка 2011 года датского театра «Републик (Эстербро)» с музыкой британских музыкантов впервые приехала в Россию и уже без одного из своих создателей: режиссер Мартин Тулиниус скончался в 2016 году от рака. Теперь спектакль посвящается его памяти. Версию «Гамлета» в исполнении пятерых актеров труппы и трех музыкантов Tiger Lillies можно назвать довольно лаконичной: ни пышных нарядов, ни богатых декораций. В качестве последней выступает деревянная стена с окнами-дверцами, превращающаяся то в экран для проекций, то в подиум. Пятеро актеров заменяют собой весь более обширный список персонажей пьесы: некоторые убраны за ненадобностью, от тени отца Гамлета остался лишь голос, Полония и сына его Лаэрта играет один актер, а Розенкранц и Гильденстерн являются зрителю таким странным образом, что рассказать об этом – испортить интригу. Примечательно, что лица всех участников, включая музыкантов Tiger Lillies, но исключая Гамлета, украшает клоунский грим: белое лицо, ярко обрисованные глаза, улыбки, слезы. Гамлет здесь – не просто главный герой, он и рассказчик, и автор постановки, и кукловод, и лишь его смерть останавливает действие на сцене, словно кто-то перестал дергать за ниточки. Жанры в спектакле перемешаны самые разные: от классической драмы до мюзикла, клоунады, акробатики и пантомимы. Тексты Шекспира звучат на английском (русские субтитры прилагаются), как и песни Tiger Lillies. В спектакле их двадцать, но, как известно, получив предложение написать музыку для «Гамлета» Мартин Жак так увлекся, что сочинил шесть десятков композиций, так что Мартину Тулинису было из чего выбирать. Из них легко было бы создать свой отдельный спектакль, не понадобилось бы и Шекспира. В первом действии кажется, что насмешливый голос Мартина Жака и с легкой издевкой исполняемые слова словно бы вступают в конфликт с высоким слогом пьесы и высмеивают ее (как балаганные представление Средневековья или шут при короле), повторяют уже сказанное, но каком-то бытовом, приземленном уровне, превращают трагедию в фарс. Но во втором действии их настроение меняется: песни делают трагедию еще более мрачной и яркой, словно добавляя в нее густых кровавых красок. Настоящего накала они достигают в сцене самоубийства Офелии, где сочетание невероятной сценической придумки и трагической композиции «Drowning» создает эффект катарсиса. А финал с бесконтактной дуэлью, пантомимой в стиле немого кино и коллективной агонией отпечатывается в памяти надолго. Спектакль будет показан в рамках фестиваля на сцене Театра имени Моссовета 5, 6 и 7 июля. Екатерина Алексеева, InterMedia Фото: фейсбук Мартина Жака