Героини фильма "Выше неба" о том, как удачный кастинг перерос в большую дружбу
Я немного переросток для этой роли», – слег- ка застенчиво сообщает Таисия Вилкова, рост метр шестьдесят восемь, год рождения девяносто шестой. Хотелось бы написать – признается фирменным контральто: поклонники Вилковой, не вылезающие со спектаклей в Театре Пушкина, где ей после выпуска из Школы-студии МХАТ отданы главные красавицы Шекспира, Чехова и Бомарше, особо отмечают ее нехарактерный для инженю низкий голос. Но нет – Таисия щебечет вполне по-девичьи, уверяя, что в фильме Оксаны Карас «Выше неба» сыграла последнего в своей карьере подростка. У меня Вилкова никогда и не ассоциировалась с экранным детством: как минимум роли фатальной кровавой графини в хоррор-сериале «Гоголь» было достаточно, чтобы не воспринимать ее как кинодитя. Таисия тем временем развивает тему переростка, рассказывая историю их знакомства с режиссером Карас: «Когда я еще училась в институте, снимала квартиру в переулках Старого Арбата: с паркетом, с большими деревянными окнами. Она прямо была создана для душевных посиделок, и у моего друга родилась идея устроить там квартирник – с гитарами, цветами, песнями и вином. Все туда притащились, а он привел Оксану – они дружили и вместе работали. Она весь вечер просидела на подушке на полу, а я носила туда-сюда еду, за вечер ни разу не присела. И у нее сложилось ощущение, что я какого-то нереально гигантского роста, Гулливер метра под два. Потом, когда она запускалась с картиной «Отличница», ей продюсеры, которые со мной уже работали, предложили меня на одну из ролей, а она сказала: «Нет, вы что! Я ей мальчика никогда не подберу – она же огромная баскетболистка!» А потом меня привели к ней на пробы и она была очень удивлена, что я, оказывается, нормальных размеров». В итоге компактная Вилкова играет у Карас уже третью роль, прирастая не только строчками в фильмографии, но и друзьями. По крайней мере, после «Выше неба» дачная компания девиц, сколоченная кастинг-директором и режиссером с чисто производственными целями, зажила своей внеэкранной жизнью. «Мы так подружились, что я даже не помню время, когда мы друг друга не знали», – смеется Полина Виторган. «Мне иногда кажется, что мы немножко заигрались в наших персонажей», – признается Дарья Жовнер. В фильме они старшая сестра и лучшая подруга героини Вилковой. Вне экрана втроем – банда, чат в WhatsApp, где обсуждаются парни, косметика, спорт, диеты. Таисия вспоминает, что остановить «этот бабский треп» и на площадке было невозможно: «И звукорежиссер, и Оксана сходили с ума от нашей бесконечной болтовни, потому что мы не затыкались ни на секунду и между съемками сцен шло постоянное обсуждение, поток шуток. Оксана говорила, что снимает наушники между дублями, потому что не может больше это все слышать. Говорила нам, как учительница в школе: «Я вас рассажу!» Дарья Жовнер, впрочем, уверяет, что девичья компания, заседавшая в общей гримерке с кучей купленных с утра фруктов, пробавлялась не одной лишь ерундой, но обогащала друг друга интеллектуально: «У нас в вагончике была целая маленькая библиотека, мы приносили туда книжки, которые советовали друг другу, и за время съемок каждая успела прочитать что-то интересное. Я, например, девочкам посоветовала «Текст» Дмитрия Глуховского, который тогда только вышел, а Полина мне принесла «Июнь» Дмитрия Быкова. Еще всем нам понравились «Дни Савелия» про кота». У Жовнер в компании, пожалуй, самая солидная, хоть и не самая длинная фильмография, по крайней мере, там есть фильм, побывавший в Каннах, – «Теснота», и режиссер, в этих самых Каннах получивший награду, – Кантемир Балагов. Свою героиню в «Выше неба» – юную кокетку в легкомысленном платье в горошек Дарья попыталась слепить из совсем иного материала: «Я хотела, чтобы это было как можно дальше от «Тесноты». Я обожаю pin up, легкость этого стиля мне прямо очень близка. И я благодарна Оксане, что она рискнула и взяла меня на роль, которая внешне мне вроде бы вообще не подходит». Героиня Дарьи – похитительница мужских сердец и лихая гитаристка дачного ВИА: тут Жовнер пригодился давний опыт занятий по классу домры в музыкальной школе. «Это такой русский народный инструмент – как балалайка, только круглая, – заметив мое недоумение, привычно поясняет она. – Конечно, я в детстве ее ненавидела, хотела гулять, а не сидеть в оркестре по вечерам. Но никогда не знаешь, что тебе потом пригодится в работе». Героиня Полины Виторган моложе и беззаботнее всех, и роль эта самая ко- роткая и несложная, в чем Полина, звонко хохоча, честно признается: «Нет у нее никаких проблем! Только любовь, радость и счастье. Но думаю, если снять кино про эту девочку – у нее там тоже о-го- го всего, просто мы этого не видим, не рассматриваем под лупой. А так, ну что, у нее там тоже, вообще-то, переживания: любовь, первый секс. Скажите, что вы со мной не согласны!» И, мечтательно сощурившись, добавляет, что во время съемок сама была влюблена, так что работа была ей в удовольствие. Напоследок прошу героинь вспомнить о своих отношениях с чеховской дачной культурой, домами с мезонином, пансионатами в соснах. Таисия серьезно вспоминает о рыбалке на Валдае с отцом. Даша говорит, что ценит Подмосковье за отсутствие столичного лоска. Полина сообщает, что с этим вопросом, наверное, лучше обратиться к ее родителям, но в целом реагирует позитивно: «Вообще, прекрасная тема – природа, пансионаты, ретриты». Так и запомним «Выше неба»: как глубокий и спокойный фильм-ретрит. Текст: ОЛЬГА ШАКИНА Фото: ЭРИК ПАНОВ Стиль: ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАНОВА МАКИЯЖ: SAVVA@SAVVA.PRO; ПРИЧЕСКИ: МАРИНА МЕЛЕНТЬЕВА ДЛЯ L’ORÉAL PROFESSIONNEL; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА АННА УСИК; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА КОНСТАНТИН ТЕРЕНТЬЕВ@DIGITAL CINEMA RENT; ПРОДЮСЕР КСЕНИЯ СТЕПИНА.