Ещё
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Герой
Герой
Боевик, Триллер
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Мультфильм
Купить билет
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Биография
Купить билет
Маленькие чудовища
Маленькие чудовища
Комедия, Ужасы
Купить билет
Волшебник
Волшебник
Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Люби их всех
Люби их всех
Триллер, Драма
Купить билет

Харьковский «Чужой» с «Матрицей» для «Звездных войн»: история советского эмигранта, совершившего переворот в киноиндустрии США 

Харьковский «Чужой» с «Матрицей» для «Звездных войн»: история советского эмигранта, совершившего переворот в киноиндустрии США
Фото: Украина.ру
Харьковский политех был основан в 1885 году академиком Кирпичевым по «менделеевской» программе российских технологических институтов и стал вторым такого рода учреждением в Российской империи после Санкт-Петербургского. Это не удивительно: Харьков к тому времени стал городом-ключом в новому промышленному сердцу Российской империи — Донбассу — и всему стремительно индустриализирующемуся Югу России. В городе располагались, как сейчас бы сказали, офисы многих акционерных каменноугольных и железоделательных обществ. Поэтому необходимость обучения местных кадров техническим премудростям была этим во многом удовлетворена, что благотворно сказалось на следующих поколениях харьковчан, любопытных и до всяких смежных наук.
Вот и Евгений Мамут, получая патенты и награды ВДНХ за свои инженерные достижения, параллельно экспериментировал со спецэффектами в киностудии вуза. Позже он вспоминал, что в то время советское и американское кино были на одном уровне. Что помогло ему без трудностей адаптироваться в американской киноиндустрии, как только был освоен английский язык в его технической версии. Который, опять же, наполовину состоял из знакомых харьковскому инженеру-электрику терминов.
Наверное, Юджина (как стали звать Евгения в США) можно назвать наследником наших новаторов мультипликации. Ведь еще в начале XX века, в 1912 году в студии уроженца донецких степей (которая официально называлась «Торговый дом А. Ханжонкова и К°») смастерил один из первых в мире объемных мульфильмов — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». По тем временам это было выдающееся произведение, о котором лондонская газета Evening News писала: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…»
Евгений Мамут в начале 70-х годов прошлого века достойно продолжил дело своих предшественников и еще во время своих харьковских опытов сделал первый 3D-мультфильм, который можно было смотреть в красно-зеленых очках. Премьера его, кстати, состоялась в Киеве. А первую в СССР художественную анимационную ленту со вставками компьютерной мультипликации сделали на собранном местным умельцем первом компьютере, способном рисовать. Еще один интересный авторский метод Мамута называется «батик-эффект» — в нем краска капала на шелк и расплывалась, а ее в реальном времени снимала камера. Этот эффект был использован при создании мультфильма «Носорог» еще в 1977 году.
Однако вскоре мультипликатор с семьей переехал в США. В связи с этим его имя даже было убрано из титров некоторых работ — такие были идеологически непримиримые времена.
Американская история мастера начиналась не очень радужно — ему пришлось несколько месяцев мыть пленки, что было, в своем роде, работой грязной, вредной и отнюдь не почетной. Но инициатива, предприимчивость и техническая сметка вскоре позволили ему выдвинуться в ряд уникальных мастеров своего дела. Дела, которое только начинало свое развитие при довольно слабых по нынешним меркам компьютерах. Поэтому многие эффекты придумывались и воплощались практически «на коленке», отчего еще более поражали воображение почтенной и не совсем таковой публики. Да что там говорить — даже знаменитые «Звездные войны» тогда так делались: обычные макеты, двойная экспозиция, маски.
Ища сферы применения своего уникального таланта, отметился Мамут и в рекламной индустрии. Своеобразный «сертификат качества» ему обеспечила в 1982 году престижная премия «CLIO AWARD» за рекламу часов «Timex».
В эти же годы он придумал «Эластик-эффект» («The elastic effect»), использованный в рекламном ролике автомобиля . Машина растягивалась на повороте, будто пружина, а другие объекты оставались неподвижными. Это было достигнуто без компьютерной графики с помощью 1200 полосок-«масок», которые в нужное время по очереди перекрывали кадр.
В 1987 году Юджин Мамут совместно с тремя коллегами получил премию  — Scientific and Engineering Award (научно-техническая награда) за технические разработки для оптической трюк-машины для фильма . Проще говоря, был разработан «камуфляж-эффект» («camouflage effect») — он создавал невидимость и прозрачность персонажа, которого в статике было незаметно, но при динамике возникала «плазменная поверхность, намекающая на тело. Таким образом и был создан знаменитый „Хищник“.
Фантастический боевик „Хищник“ с  имел потрясающий успех. Кроме Мамута, в том году награды получили такие авторитеты киноиндустрии, как  (награду имени за выдающийся вклад в кинопроизводство и заслуги перед киноакадемией), (за лучшую мужскую роль первого плана) и  (второго), (лучший режиссер, фильм „Взвод“), Диана Уэст за роль в фильме „Ханна и ее сестры“ Вуди Аллена. Кстати, этот режиссер порой работал в обстановке полной секретности и приносил коробку с негативами, подписанную „Зимний проект“ или „Летний проект“, и только в прокате можно было определить, над каким фильмом работали Мамут с коллегами.
Конечно, тяжело простить, что  в тот год ничего не получил, кроме одной номинации, но сейчас речь не о нем.
В результате нашего бывшего соотечественника золотая статуэтка обеспечила заказами на много лет вперед, благодаря чему он отметился участием в таких кинопроектах, как , , , «Судья Дред».
Новый этап творчества начался у Евгения Мамута в 1996 году, с женитьбы на землячке , которая имела опыт создания кукол для харьковского театра. Она оказалась довольно успешной в рекламной индустрии — создала, например, Картофельную голову для компании Burger King. Этот образ, кроме того что был воплощен в более чем 20 роликах, даже в наши дни продолжает активно использоваться.
В 2002 году Борисова и Мамут основали ANIMAGIC — Museum of Animation, Special Effects and Art (Lee, Massachusetts), который включает в себя художественную галерею, музей мультипликации и комбинированных съёмок и студию. В 2019 году их совместному детищу исполняется 17 лет. За это время супруги в непринужденной игровой манере обучили искусству мультипликации сотни детей, многие из которых теперь и сами работают мультипликаторами.
Вернулся Евгений Шамаевич в город своей юности уже в наше время. В 2012 году в рамках IV международного фестиваля короткометражного кино «Харьковская сирень» выдающийся специалист по киноспецэффектам дал мастер-класс по созданию визуальных спецэффектов. Мамут и Борисова оставили отпечатки рук на «Аллее славы» в Харькове, на которой уже поставили свои отпечатки , , , и многие другие звезды мирового кино. А когда его спросили: «Кем вы себя ощущаете — американцем или все же украинцем, харьковчанином?», Евгений Мамут ответил: «Дома у меня говорят на русском языке, мыслю я тоже по-русски. Так что я ощущаю себя русским».
Почему Евгений Лебедев делил жену с другим
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео