«Ажиотаж вокруг постановки опровергает вложенный в нее смысл» - в Уфе прошла премьера оперы «Дон Жуан»
Вчера, 9 июля, в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась премьера оперы "Дон Жуан" Вольфганга Амадея Моцарта. Над постановкой работал главный режиссер театра, лауреат российской национальной премии "Золотая маска" Филипп Разенков. Плюсы и минусы нового прочтения классики - в материале ГорОбзор.ру. По словам режиссера, новый Дон Жуан должен определить свое место в нынешнем поколении, а сама постановка стать сатирой на современный мир. Только вот для решения этих задач были предприняты сомнительные действия. Создается ощущение, что к классическому произведению добавили разврата и блесток. Первое, что бросается в глаза - костюмы героев. Их попытались усовременить, используя крой классических нарядов XVII века, приправив яркими тканями, пайетками и несочетаемыми деталями. Например, Дон Жуан накинул на голый торс, усыпанный следами женских губ, коротенькую дубленку с меховой отделкой. На кожаных брюках весьма озадачивающий декор - гигантская молния, украшенная сердечком. Возможно, такое комментирование роли персонажа через его костюм несет в себе какой-то концепт. В таком случае, выражение характера Церлины через ее одежду не понятно совсем. Актрису облачили в розовое с ног до головы - в прямом смысле - начиная с парика. Помимо прочего, в постановку добавили современные гаджеты: телефоны, моноподы, наушники. Движения актеров в танцевальных сценах были также совсем не классическими. Таких немотивированных странностей много. Суть в том, что действия не перенесли в другую эпоху, а просто нагрузили предметами из современного мира. В такой обстановке невольно возникает ощущение, что персонажи занимают не свои места. Исторические рамки нарушены, и зритель не понимает, зачем. Возможно, для того, чтобы подчеркнуть актуальность философских вопросов, озвученных много веков назад. Это кажется слишком “в лоб”, но копать смысл дальше не представляется возможным. Культурные коды нынешнего поколения отсутствуют, из чего следует нехватка объемности взгляда и его однобокость. Зато постановка радует декорациями. Видно, что здесь были приложены усилия: все достаточно мобильно и неожиданно. Действия на сцене как бы обрамляла гигантская лепнинная рама. Она была не цельная - разломанная на множество кусков, рама подчеркивала, что деяния похотливого героя переходят всякие границы. Эффектно выглядели куски статуи Венеры. Они служили и столами, и стульями, и гирями. В этом элементе хорошо выразился разлом формата и времени. Интересно присутствие Дон Жуана на сцене даже в те моменты, где по сюжету его там быть не должно. Точнее, другие персонажи главного героя не видят, а он лениво наблюдает за ними, демонстрируя свою реакцию на их действия. Режиссер решил довести распутство Жуана буквально до зверства. В сцене, где главный герой пытается охмурить служанку Донны Эльвиры, появляется маленькая девочка - как раз в роли той самой служанки. Подчеркивание серьезной проблемы современности - сексуальной раскрепощенности, доведенной до степени извращения, оказывается очень сильным. Эта сцена вызывает отвращение и ужас - эмоции, которые и должны возникать. Дон Жуан в этой постановке становится абсолютно отрицательным персонажем и не получает никаких симпатий. Стабилен финал истории - злой и распутный Дон Жуан зарабатывает свое наказание. Однако самую концовку постановщики вырезали. В классической версии после смерти главного героя остальные персонажи извлекают урок и рассказывают о своих будущих планах. Допускается мысль, что эта сцена была опущена не просто так. Кажется, что абсолютно все образы у режиссера симпатии не вызывают, и он наказывает их за бездействие и невольное обожание распутника, как бы лишая дальнейшей судьбы. В целом постановка не заставляет скучать. Сама по себе комичная, с добавлением современного юмора, который проявляется в основном через жестикуляцию актеров, она заставляет улыбаться и интересоваться происходящим. Всего театром было подобрано три актерских состава. Отметим, что на премьерах у жителей и гостей Уфы была возможность увидеть и услышать народного артиста РБ, солиста Мариинского театра Аскара Абдразакова, исполняющего партию Лепорелло. В главной роли 9 июля выступил солист театра оперы и балета Ян Лейше, а 10 июля - приглашенный солист Мариинского театра Вадим Кравец. Билеты на оба премьерных дня были раскуплены очень быстро, уверяют представители БГТОиБ. Ажиотаж понятен - "Дон Жуан" давно признан мировыми критиками величайшей из написанных опер. Посмеем предположить, что такой интерес современного населения сам по себе является опровержением смысла, вложенного в постановку. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Больше фото с премьеры можно посмотреть в разделе "Фотофакт". Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook