Письма актрисы Елены Фадеевой поступили на хранение в Главархив Москвы
В фонд личных собраний документов вошли письма Фадеевой за 1986-1992 годы к артисту Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской Сергею Васильевичу Виноградову. Письма повествуют о жизни в Москве в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Прежде всего, это – культурная жизнь и, в частности, деятельность Театра им. Ленинского комсомола. Елена Алексеевна рассказывает о спектаклях театра «Диктатура», «Мудрец», «Поминальная молитва», «Гамлет», «Царь-рыба»; о творчестве артистов Александра Абдулова, Любови Орловой, Татьяны Пельтцер, Олега Янковского; о гастролях труппы театра в Азербайджане, Армении, Болгарии, Италии. В письмах актриса вспоминает и о своем детстве в имении Росва под Калугой, размышляет о теории сценического искусства и о методе актерской техники, разработанном режиссером Константином Станиславским, о драматургии Антона Чехова, делится воспоминаниями о болезни и смерти поэта, прозаика и драматурга Ольги Берггольц. Большое внимание в письмах уделено описанию организации и проведения Александром Абдуловым благотворительных концертов «Звезды на задворках». Елена Алексеевна не оставила без внимания и свое участие в работе Верховного Совета СССР, в работе художественного совета театра, творческой секции ВТО, о своем участии в съемках художественных фильмов «Выбор» Владимира Наумова и «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанов. Елена Алексеевна Фадеева (1914-1999) училась в Театральном училище при Московском художественном театре Втором. Вместе с ней учились Георгий Вицин, Николай Гриценко, Татьяна Карпова, Юрий Любимов. Одним из преподавателей в училище был Иван Берсенев. После закрытия в 1936 году Московского художественного театра Второго училась в школе Государственного театра им. Евг. Вахтангова. С августа 1937 года по август 1938 год она работала в Московском Областном колхозном театре им. М. Горького. Осенью того же года по приглашению Ивана Берсенева перешла в Московский Государственный театр им. Ленинского комсомола. В 1939 году во время гастролей театра в Ленинграде заболела исполнительница роли Лизы в спектакле «Живой труп». Елене Алексеевне предложили ее заменить. В этой роли актриса выходила на сцену на протяжении пятнадцати лет. В годы войны Елена Алексеевна не смогла уехать с театром в эвакуацию – на руках был маленький сын. Но Фадеева вошла в организованную мужем, актером Вахтанговского театра Игорем Константиновичем Липским фронтовую бригаду из оставшихся в Москве актеров. Основу ее составила часть труппы Театра им. Евг. Вахтангова. Фронтовой филиал театра выступал в воинских частях с концертными программами и спектаклями. Елена Алексеевна играла центральную роль в спектакле «Не все коту масленица». В 1943 году труппа Театра им. Ленинского комсомола вернулась в Москву, и Фадеева вновь приступила к работе. Особый успех принесла актрисе роль Люси Ведерниковой в спектакле «Годы странствий». В этом же году Елене Алексеевне было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. Следующей этапной работой была роль Жанны д`Арк в спектакле «Святая Жанна», ставшая одной из вершин творчества актрисы. В 1960 году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР, а в 1978 году – звание Народной артистки СССР. В 1964 году режиссер Марк Донской задумал снять фильм-дилогию о матери В.И. Ленина. Из многочисленных актрис, претендующих на роль, кинорежиссер выбрал Елену Алексеевну. За воплощение образа Марии Александровны Ульяновой Фадеева получила премию за лучшее исполнение женской роли на всесоюзном фестивале в Киеве, а спустя два года в 1968 году – Государственную премию СССР. Елена Алексеевна входила в состав Комиссии по делам молодежи, являлась членом Советско-французской секции Парламентской группы СССР; членом художественного совета Московского Государственного театра им. Ленинского комсомола; членом совета ЦДА; членом правления ВТО. По линии всесоюзного общества «Знание» выступала с беседами в клубах и домах культуры города Москвы. Будучи депутатом Моссовета в 1955–1956 годах, входила в состав творческой комиссии, занималась нуждами художественных коллективов – принимала участие в организации строительства общежития для студентов театральных вузов.