Летний чёс: как артисты и продюсеры обманывают зрителей

Лето для артистов театра, кино и эстрады – пик заработков. В борьбе за лучшие города и сценические площадки прокатчики усердно работают локтями. Иногда обманывая зрителей и самих артистов. что почем? За участие в антрепризе артист получает от 10.000 до 300.000 руб. Например, говорят, что звезда антреприз Станислав Садальский берет за один спектакль 100.000 рублей. Все зависит от популярности. Самых известных артистов, фото которых на афишах публикуют на первом плане, между собой продюсеры называют «паровозом». Они тащат на себе билетную кассу. В среднем аренда зала на тысячу мест стоит 300.000 рублей. Крыша из 1990-х Одно из главных составляющих успеха на гастролях – правильно выбрать город, площадку и дату выступлений. Летом самые выигрышные города – курорты Краснодарского края и полуострова Крым, где отдыхающие способны потратить немалые деньги на развлечения. Ну и конечно, притягивают артистов регионы, где у людей зарплаты выше, чем в других: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, города Дальнего Востока и Сибири, Урал, Башкирия, Якутия, Татарстан. – Бывает сложно попасть в график той или иной площадки на удобную дату. Все уже давно знают: чтобы поставили выступление на выходные или праздничные дни, приходится не только оплатить официально установленную аренду, но и давать «на руку». Как правило, эта сумма равняется 20% от арендной платы. Берут обычно директора домов культуры, местных театров, концертных филармоний, – признается «Собеседнику» в анонимном разговоре один из театральных продюсеров. – Тогда у тебя есть какая-то гарантия, что в выходной день зрители придут и ты окупишь траты. Только из-за подобных взяток приходится поднимать цены на билеты. А что делать?! Ведь еще надо платить местным звукорежиссерам, монтировщикам декораций, осветителям – так получается дешевле, чем своих возить. А еще – если ты платишь, то можно смело не бояться, что конкуренты, которые тоже хотели в этот день заполучить себе площадку, тебе помешают. Это напоминает 1990-е, когда платили бандитам за крышу. – Когда четыре года назад я только начинал свое дело, мне поступали угрозы. Лишь только мы намечали гастроли, мне звонили, писали и говорили: «Не лезь в этот город, на эту площадку! Иначе мы тебе все перекроем», – рассказывает нам актер, руководитель своего продюсерского центра Денис Матросов. – Бывало, что мешали, задействовали свои связи. Например, я договорился с городом, оплатил аренду зала, билеты начали продавать, и вдруг мне приходит сообщение, что эта площадка не может нас принять: дескать, у администрации города там неожиданно назначено какое-то мероприятие. Ну или еще по каким-то причинам отказывали. Но я делал все для того, чтобы не отменять спектакль, находил другую сцену в этом городе, чтобы не обмануть зрителей. Бывало, хотели подставить меня. Например, из одного города пришла информация, что все билеты проданы. Но оказалось, что билеты вовсе не были выпущены в продажу. То есть это делалось для того, чтобы показать: мол, Матросов не смог собрать кассу. Пришлось лично туда выезжать, и за две недели до спектакля мы все же продали все билеты и выступили с большим успехом. Денис Матросов Продюсер «Ласкового мая» Андрей Разин недавно призвал всех артистов не ездить с гастролями в Алтайский край. Дело в том, что запланированный на 21 июня в Барнауле концерт «Дискотека Союз», который и продюсировал Разин, отменили. На сцене должны были выступить звезды 1990-х: «Божья коровка», «Фристайл», Кай Метов, Татьяна Овсиенко. – За двадцать часов до концерта прокурор внес представление в суд с требованием о закрытии спорткомплекса «Темп», где должно было состояться мероприятие. Судья рассмотрела в течение часа это представление. В нарушение всех норм приставы и полиция без вручения решения суда директору СК опечатали и не пустили туда артистов и 7000 зрителей, – огорчается Разин. Гендиректор СК «Темп» Павел Николаев прислал Андрею Разину ответ, что он получил исполнительный лист о запрете проводить массовые мероприятия в спорткомплексе до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности. Случайность это или месть за что-то Разину, можно только теряться в догадках. Пока концерт перенесли на сентябрь. было дело В марте 2013 года Сергей Зверев должен был выступить в городе Петропавловске-Камчатском. Но... – Заказчики концерта Зверева не отправили мне договор, подписанный с их стороны, обещали: завтра, завтра, – комментирует ситуацию «Собеседнику» бывший директор артиста Лера Тувина. – Свой же договор я им предоставила. Вместо этого они тогда перечислили сразу деньги на мой счет – предоплату, хотя об этом я их не просила. Но потом стали менять даты выступлений. А затем вообще исчезли. Когда объявились, начали требовать от меня ту сумму, которую переводили на счет. Разумеется, я отказалась. Мы готовы были работать, отказали другим городам, чтобы ехать на Камчатку, а в результате нас там «прокатили». И непонятно, почему. На меня подали иск. Арбитражный суд, не разобравшись, постановил взыскать деньги. В общей сложности пришлось заплатить больше аванса – около 200 тысяч рублей. Позже выяснилось, что организаторы – семейная пара – проводили такие аферы не только с нами, но и с другими артистами. Знаю, что сейчас они скрываются где-то в Америке. Любопытно, что тогда арбитражный суд не взял во внимание наши доводы, что мы из-за них потеряли возможность выступить в эти дни в других городах, хотя заявок было много. Два года мы бились, судились, мне угрожали. Страшно вспомнить! Поэтому теперь я работаю с организаторами гастролей только по четкому договору и с предоплатой. Маленькие хитрости Несколько лет назад жительница Екатеринбурга Елена Медвецкая отсудила у одной фирмы, которая устраивала гастроли московской антрепризы «Собака на сене», 4 тысячи рублей – столько стоили два билета, которые она приобрела. Дело в том, что заявленных в афишах артистов Александра Носика и Игоря Петренко в спектакле не оказалось. Зрительница посчитала это обманом и выиграла дело. Но, как показывает практика, такие случаи единичны. Обычно зрители не хотят связываться с недобросовестными организаторами и довольствуются тем, что показывают. В начале этого года в подобную ситуацию попала и популярная актриса Екатерина Волкова. Приехав с новогодних каникул, она с удивлением узнала, что ее заменили в антрепризе «На одном дыхании» и уже катают спектакль по стране. Только вот на афишах по-прежнему значится ее имя. – Для моего партнера по этому спектаклю Саши Дьяченко это первый театральный опыт. Я же училась этому пять лет. Однажды после одного из спектаклей сказала ему: «Ну разве можно так переигрывать!» Мне же хочется участвовать в постановке, за которую не было бы стыдно перед зрителями, – проясняет нам ситуацию Волкова. – На этот год у нас был запланирован целый гастрольный тур, чуть ли не тридцать городов. И тут я узнаю, что Дьяченко пригласил на мою роль актрису Алёну Ивченко, ввел ее в спектакль и они начали гастролировать. Причем заявлена в афишах по-прежнему Екатерина Волкова. Прокатчикам и зрителям объясняют, что я заболела. Обидно, что так обманывают людей. Волкову «забыли» заменить на афише Продюсеры же этого спектакля объяснили «Собеседнику», что просто не успели тогда отпечатать новый тираж афиш. Теперь ситуацию исправили. – Такое случается, и тут уже претензии к нечистым на руку продюсерам, – объясняет руководитель театральной компании MegaMarsh Татьяна Маршова. – Но в договорах теперь строго указываются те актеры, которые обязательно должны быть на сцене. В противном случае с нас могут потребовать выплатить штраф прокатчикам. Конечно, бывают ситуации, когда на афише представлены сразу два актера, которые играют одну и ту же роль. Этим самым продюсеры стараются себя обезопасить. Например, одну из ролей играет у нас Олеся Железняк, которая состоит в штате Театра Ленком. И вот неожиданно на утвержденную нами дату ей ставят спектакль. Конечно, она обязана выйти на родную сцену. И тогда мы переносим спектакль или выпускаем актрису, которая играет в другом составе. Но перед спектаклем обязательно уведомляем зрителей, какая актриса играет. Зритель вправе сдать билет. Десять Сердючек и левые бабки Случается, что люди, пришедшие на действо, только к концу представления узнают, что перед ними вовсе не те, кого обещали. Так, например, по России до сих пор катаются десятки «Верок Сердючек». Под фонограмму знаменитой проводницы, манерничая, с шарами на месте грудей и в больших очках выступают мужчины. Поначалу и не отличишь. А ведь в афише маленькими буквами внизу указано «Театр пародий» или «Шоу двойников». Но и эта приписка порой не помогает псевдоартистам уйти от закона. Случаев, когда судили двойников Сердючки, насчитывается уже с десяток. Таких аферистов обычно штрафуют за нарушение авторских прав. Под суд попадали и те, кто выступал, изображая дуэт «Новые русские бабки». – Этих двойников уже давно нет, – заявил нам концертный директор «Бабок» Сергей Началов. – Да, на пике популярности действительно были. Люди шли на них, не разбираясь, какие старушки на афишах. Но после того, как были возбуждены уголовные дела, а кое-кому дали по году условного срока, больше ни у кого желания подражать «Бабкам» не возникает. Крым – сложная территория для гастролей Весной прошлого года артисты Андрей Чернышов, Вячеслав Разбегаев и Мария Добржинская не поехали в Крым с антрепризой «Любовь по понедельникам». – Должен был состояться один показ в Севастополе, а два других – в Ялте, – рассказала организатор этих гастролей Светлана Воронина. – Всего в постановке было задействовано четыре актера – Чернышов, Разбегаев, Добржинская и Наталья Бочкарева. Все они подтвердили эти гастроли за три месяца, тогда же мы оплатили все организаторские расходы. За полторы недели до назначенных дат позвонил Андрей Чернышов и сказал, что на гастроли не поедет, потому что боится – после визита в Крым его могут не пустить на Украину. У него в Киеве живут мама и бабушка. По-человечески я поняла его позицию: все-таки у него там родственники. Мы срочно ввели на его роль другого актера. Ну а потом отказались от поездки и Разбегаев с Добржинской. Мария ведь супруга Чернышова, а у Вячеслава много работы на Украине. Экстренно были введены на их роли другие актеры. Ребята отработали хорошо. Но в Ялте очень много билетов сдали, так как зрители пришли на Чернышова. Ялта такой город, что билеты там покупают буквально за два дня. Но мы не могли не оповестить зрителя и вывесили объявление, в котором честно написали причину: мол, артисты испугались. Второй спектакль в Ялте нам пришлось отменить, так как билеты не покупали. Я приехала в Москву и тут же узнала из публикаций, что Чернышов все опровергает: «Это не политические мотивы, а финансовые разногласия». Но у меня тот разговор с ним записан! Свинское поведение прокатчиков «Это свинское поведение прокатчиков, в результате которого отменились все наши концерты. Это свинство и непрофессионализм. Бог с ним, моим именем, меня люди простят, но то, что вы делаете, это недопустимо. Это хамство. Еще раз прошу прощения у зрителей», – такое видеообращение записал в апреле этого года артист Дмитрий Певцов. Дело в том, что он с оркестром должен был выступить в трех городах (Находка, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) со своей программой «Баллада о Высоцком». Но накануне вылета из Москвы стало известно, что концерты отменили, а организаторы перестали выходить на связь. В результате понесли убытки сценические площадки и зрители. Певцов поначалу хотел подать в суд, но… – Мы не стали вставать в очередь, потому как там уже идут судебные разбирательства с этими прокатчиками. Знаю, что в суд на них подали и руководители домов культуры этих городов, и кто-то из зрителей, – комментирует ситуацию «Собеседнику» директор Певцова Евгений Коротаев. – Почему отменили концерты и нас предупредили об этом поздно, мы до сих пор не знаем. Билеты были проданы, поэтому разговоры о том, что залы были не собраны, неправдивы. Организаторы перед гастролями пропали. Слышал, что и сейчас одного из них не могут найти. А концерты Дмитрия на Дальнем Востоке все-таки состоятся в декабре. Только теперь мы работаем с другими прокатчиками. – Сейчас обманы встречаются реже, потому что договоры стали строже, работаем с прокатчиками только по предоплате и при предъявлении проездных билетов туда и обратно, – говорит Татьяна Маршова. – Раньше были ситуации, когда приезжали, начинали спектакль, а прокатчик в это время исчезал с деньгами. И мы за свой счет, без гонораров возвращались домой. Нелепая ситуация произошла в прошлом году на гастролях в Сургуте с антрепризой «Маленькие комедии». Актриса Мария Аронова, занятая в спектакле, через полчаса задержки начала вышла перед зрителями и призналась, что они не начинают играть, потому что не получили от организаторов гонорар. Спектакль начался только после того, как суммы были переведены на счета. – Попытки обмана среди прокатчиков, конечно, встречаются. Однажды были проданы билеты на наш спектакль через интернет, но позже зрителям объявили, что показ перенесли на другой день. Хорошо, я вовремя успел отследить, иначе девушка-прокатчик вывела бы со счетов деньги за проданные билеты и исчезла. Я уже давно не верю обещаниям, работаю жестко по договору. Только так можно себя и артистов обезопасить от очередного обмана, – поясняет Денис Матросов. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №25-2019 под заголовком «Летний чёс: эх, прокачу!».

Летний чёс: как артисты и продюсеры обманывают зрителей
© ИД "Собеседник"