Крест против восточного колдовства: мистическим образом Донецк стал частью Москвы

Никого не удивишь тем фактом, что, допустим, в Крыму кинематографисты снимали географически отдаленные от него, экзотические территории и даже ландшафты неизведанных планет. Донбасс в этом смысле избалован внимание куда меньше. А так, чтобы Донецк строил из себя Москву — так это и вовсе редкий, уникальный даже случай в истории кино. Ваш автор, во всяком случае, нашел единственный прецедент. Это мистический восьмисерийник «Крест в круге», старательно сработанный в 2009 году. Часть кинокартины создавалась реально в столице Российской Федерации. Скажем, оказавшиеся в кадре башенки Новодевичьего монастыря трудно подделать и невозможно ни с чем другим спутать. Хороший кусок этой крайне запутанной и таинственной истории отсняли в Узбекистане. Но главные сцены, в отеле, вокруг которого тугим узлом закручен весь в меру зловещий, зато и в чем-то поучительный сюжет, сваяли в Донецке. В шикарном и неподражаемом «Донбасс Паласе» — гостинице, опередившей в своем развитии всю украинскую индустрию гостеприимства. И вообще страну в целом. Да-да, сейчас в это уже сложно поверить, но десяток лет тому назад территория нынешней ДНР еще глубоко и конкретно входила в состав Украины. По задумке съемочной группы (режиссер — Дмитрий Фёдоров, сценарист — Максим Белозор) события разворачиваются в московском отеле «Амбассадор» с дореволюционной историей, обновленном турецкими мастерами и доведенным до уровня 5 звезд уже в новое время. В фильме присутствуют фрагменты, где титры «Москва. 1995 год» наложены прямо на вполне узнаваемое изображение «Донбасс Паласа». По чести сказать, мне сложно судить о нравах, царивших в пятизвездочных отелях Москвы в 1990-е годы, как-то не сподобился бывать там в данный период, но во время просмотра поначалу не получалось избавиться от дискомфортного ощущения. «Донбасс Палас» мне отлично известен, бывало, я там проводил времени чуть ли не больше, чем дома. В кадре знакомые интерьеры, лифты, рояль в лобби-баре, даже атмосфера умиротворения ощущается. Но на этом симпатичном фоне бушуют дикие порядки дешевого шалмана на албанско-македонской границе. Всем заправляет начальник охраны, редкая сволочь, хамло и насквозь коррумпированный полковник в отставке, кругом шлюхи, поборы, откаты бандюкам. Словом, первые эпизоды картины дались откровенно тяжело, даже появились сомнения, а хватит ли сил на 8 серий по 52 минуты каждая. Потом, нет, втянулся в интригу, добрался до конца. Некоторые съемки проводились и на улицах Донецка, но в непосредственной близости от «Донбасс Паласа». Убедительную натуру нашли и в общагах Донецкого политеха. В массовке снялись местные жители, некоторым локальным знаменитостям перепали маленькие роли. Иногда и со словами, правда, произнесенными чужими голосами. Озвучивали сериал, разумеется, не в Донецке, а тащить за три-девять земель в студию толпу, мелькнувшую в эпизодах — роскошь непозволительная. В основу сюжета вмонтировали судьбы несколько поколений семейства историка Вадима Григорьева (Алексей Морозов), отправившегося в отель работать охранником от безденежья исключительно. Его предок, как оказалось, барон и хозяин «Амбассадора», еще при царском режиме был проклят восточной красоткой, с которой поступил бесчестно. Та от горя и, видимо, по природной своей склонности, превратилась в зловещую ведьму и заковала всех бароновых отпрысков в круг, разорвать который можно только крестом. На этой символике, собственно говоря, все в фильме и зиждется. По правде сказать, это не Стивен Кинг, конечно. Однако занятных для любителей нервного кино с учащенным сердцебиением, с фатальными пророчествами (сбывающимися, само собой разумеется), светлыми надеждами (рассыпающимися в прах), с балансировкой на грани безумных видений и реальности — там хватает. Григорьев подспудно чует, что как-то он с этим отелем связан. Это подтверждается эпизодом, когда в шикарном зеркале рядом с отражением историка-охранника возникает он же, но в энкавэдэшной фуражке и со старлейскими «кубарями» в петлицах. Оказалось, это его дед, тоже Вадим Григорьев, которого убили в «Амбассадоре». В том же 215-м номере должны были грохнуть и Вадима-младшего, но ему на выручку пришла подруга сердца, ловкая девушка Лика Бесараб (Наташа Швец) из Приднестровья, исхитрившаяся по ходу действия «кинуть на бабки» бандитов и на вырученные средства купить себе газету. Такой вот удивительно реалистичный поворот событий. Впрочем, сериал же мистический… Главный персонаж получил шанс вступить в наследство и завладеть отелем. Но отказался это делать! Что и стало крестом, разорвавшим круг. Тонко, верно? Подруга Лика, кстати, приняла весь бред суженого о борьбе с проклятиями, поверила. И жили они долго и счастливо, скорее всего. Кстати, а знаете, почему для съемки избрали «Донбасс Палас»? Режиссер Дмитрий Федоров констатировал, что тут «отлично передается атмосфера роскоши». Прав, надо признать. Спорить с этим утверждением, если хотя бы раз, даже уже и в ходе донбасской войны, побывал в обозначенной гостинице, трудно. Актерский коллектив в этом мистическом сериале собран не самый звездный. Но есть два особых персонажа крутых и обаятельных. Рустам Сагдулаев, знаменитый Ромео из фильма «В бой идут одни старики», исполнил роль добряка Максуда, который в годы Великой Отечественной войны усыновил кучу детишек, оставшихся без родителей, включая отца главного героя. Юрий Кузнецов (Мухомор из «Улиц разбитых фонарей») с повязкой на глазу сыграл преподавателя словесности, которого благодарные воспитанники окрестили Циклопом. Правда, оба экранных корифея трудились в узбекской части саги, в Донецке их не было. Во всяком случае, по поводу съемок «Креста и круга» — точно.

Крест против восточного колдовства: мистическим образом Донецк стал частью Москвы
© Украина.ру