Ровно сто лет назад родилась Айрис Мёрдок – крупнейшая британская романистка ХХ века
Джин Айрис Мёрдок (1919 - 1999) — английская писательница и философ, родилась в англо-ирландской семье в Дублине. Изучала классическую филологию в Оксфорде и философию в Кембридже, а затем сама стала преподавателем философии в Оксфордском университете. Айрис Мёрдок сорок лет прожила в браке с профессором английской литературы Джоном Бейли, но детей не имела. Айрис Мёрдок – автор 26 романов и ряда философских трактатов. Первый роман написала в 1954 году: "Под сетью". Этот роман в 1998 году был признан одним из 100 лучших англоязычных романов ХХ века столетия издательской компанией Modern Library. Последний роман Мёрдок, "Дилемма Джексона", вышел в 1995 году. Ее перу принадлежат также книги "Бегство от волшебника", "Замок на песке", "Колокол", "Отрубленная голова", "Дикая роза", "Единорог", "Итальянка", "Алое и зелёное", "Время ангелов", "Честный проигрыш", "Человек случайностей", "Святая и греховная машина любви", "Дитя слова", "Генри и Катон" и многие другие. Мёрдок поставила своеобразный рекорд по числу прохождений в шорт-лист Букеровской премии. Такой чести удостоились ее романы "Школа добродетели", "Книга и братство", "О приятных и праведных", "Сон Бруно" и "Чёрный принц". А роман 1978 года "Море, море" получил Букер. В 1987 году Мёрдок стала дамой-командором ордена Британской империи. В 2008 году The Times поставила писательницу на 12 место в списке 50 величайших британских писателей с 1945 года. В конце жизни Айрис Мёрдок боролась с болезнью Альцгеймера и умерла 8 февраля 1999 года в доме престарелых. После ее кончины в 1999 году муж, писатель Джон Бейли выпустил о ней мемуары. В 2001 году на основе этой книги был снят биографический фильм "Айрис", где романистку играли Кейт Уинслет и Джуди Денч. Обе актрисы за эти роли были номинированы на "Оскар". Архив Айрис Мёрдок хранится в библиотеке Университета Айова. Как пишет литературный критик Павел Басинский, Айрис Мёрдок после Шарлотты Бронте и Джейн Остин сумела доказать, что женщина-прозаик способна быть крупным мыслителем, а не только описателем "женской доли". 26 романов Мёрдок, по его мнению, перевернули представление о женской литературе как таковой.