Ещё

Режиссер Николай Губенко: Театральная общественность напугана реформами 

Режиссер Николай Губенко: Театральная общественность напугана реформами
Фото: Вечерняя Москва
Художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки», заместитель председателя , актер, режиссер, сценарист, последний министр культуры СССР, депутат двух созывов в интервью «Вечерней Москве» рассказал о самом сокровенном: семье и творчестве, а также поделился своим видением происходящего в стране.
— Николай Николаевич, вы родились в августе 1941 года. Было ли детство у ребенка войны?
— Несмотря на то что мое детство было лишено привычных для ребенка родительской ласки, любви, нежности, заботы, у меня об этом времени сохранились самые лучшие воспоминания. Для меня этот период жизни не был страшным.
Может, потому, что я был ребенком. Отца своего я вообще не видел, он ушел добровольцем на фронт незадолго до моего рождения. Матери я тоже не помню, потому что ее повесили оккупанты, когда мне было 11 месяцев. От родителей осталась лишь фотография. Портрет родителей висит в моем рабочем кабинете. Я ждал своего отца до 16 лет, поскольку он числился пропавшим без вести. Потом я перестал надеяться. И только несколько лет назад один добрый человек помог мне получить копию документа, в котором сообщается, что отец погиб в бою под Луганском 19 января 1942 года. Эти сведения стали для меня самым бесценным подарком последних лет. Кстати, отец моей жены, , тоже фронтовик. Прошел всю войну, Герой Советского Союза.
— Вы воспитывались в детском доме. Это был, я так понимаю, тяжелый период…
— Дедушка отдал меня в детдом, когда мне исполнилось шесть лет. Затем была военизированная спецшкола-интернат с углубленным изучением иностранных языков. Несмотря на жесткую дисциплину, школьные годы особенно памятны своим товариществом, дружбой, братством.
Пусть и не материнским, отцовским теплом, но теплом наших воспитателей и педагогов, знавших, что такое война, и понимающих, каково быть ребенку одному. Для меня интернат — это огромная семейная община, в которой царило взаимное уважение. Это были счастливейшие годы. Нас готовили в военный институт иностранных языков. Но так сложилось, что за три года до моего выпуска вуз закрыли. Так что по этой стезе пойти не получилось. Кстати, любовь к английскому языку сохранилась у меня до сих пор. Мечтаю, что, когда отойду от всех дел, займусь усовершенствованием своих познаний и вновь начну читать англоязычных авторов в подлиннике.
— А вы помните свой первый актерский опыт?
— Учился я тогда в классе третьем. Мы ставили патриотическую пьесу «Находка дочка», а поскольку у нас был мужской интернат, девочку доверили играть мне. Дебют прошел потрясающе, пьеса была принята зрителями на ура. По сюжету я играл девочку, оставшуюся без родителей. История как раз из послевоенного времени.
— Почему и как попали в Москву?
— После окончания интерната из Одессы я действительно отправился в столицу. Был я не слишком воспитанный, не очень образованный, дурно одетый, и при этом разговаривал с сильным одесским акцентом. Конкурс в мастерскую и  был 3 тысячи человек на место, но я поступил. После актерского факультета был зачислен на режиссерский факультет ВГИКа.
Годы учебы на всю жизнь заложили во мне любовь к языку, литературе, музыке. Вместе со мной учились , , , , , ,  — это был звездный курс. Режиссер обратил на меня внимание, когда я был еще студентом, и пригласил сниматься в «Заставе Ильича». Свой первый полученный гонорар — 250 рублей — решил потратить на учебу. Брал уроки в цирковом училище, освоив там азы акробатики, жонглирования и хождения по проволоке.
— Ваша жена — известная актриса Жанна Болотова. Какой была первая встреча, помните?
— Конечно, помню! С Жанной мы встретились на вступительных экзаменах во ВГИК. Ее нельзя было не заметить! Она привлекала своим обликом, скромностью, начитанностью, умом. В 1964 году, когда мы оканчивали институт, на последнем звонке, мы поняли, что не можем друг без друга. С тех пор мы вместе. Уже 55 лет.
— Актерский брак длиной в 55 лет — случай уникальный. В чем секрет сохранности чувств?
— Все эти годы мы с Жанной — единое целое. Моя жена мне и опора, и душа, и мать — все, что есть самого дорогого на земле. Семья, как я думаю, — это не просто твой тыл, но и часть таланта, часть успеха. Не было такой работы, где решение принималось бы без Жанны. Абсолютно все проходило ее фильтр — умственный и душевный. Как бы это банально ни звучало, Жанна — для меня все. Не будь ее, не было бы и меня. Мы держим друг друга в этой жизни.
— Вы часто говорите о том, что необходимо привлекать больше женщин к управлению страной.
— Я убежден и всегда отстаивал идею, что пока в органах власти женщины будут в меньшинстве, наша страна не выйдет из кризиса. В Великую Отечественную войну, пока мужчины воевали, женщины с успехом заменили их во всех сферах мирной жизни. Они пахали землю, стояли у станков, строили… Они могут все!
— Николай Николаевич, а существуют ли в вашей семье какие-то традиции, которые соблюдаются на протяжении долгих лет?
— Я так занят работой, что выработать за эти 55 лет можно было только одну традицию — стремление как можно больше времени быть вдвоем, что, увы, редко удается. Но если получается — это счастье.
— Вы не раз говорили, что каждая ваша картина долго вынашивалась. С чем это связано?
— Вообще, я тугодум по натуре, поэтому не торопился выпускать фильмы. Снимал раз в четыре года, а хотелось еще реже. Было желание поездить по нашей стране, посмотреть ее. Между каждым фильмом я колесил по стране года два, оставаясь ночевать там, где заставала усталость. Люди не боялись пустить на ночевку. Хозяйка накроет на стол, достаешь водочку, с хозяином беседуешь, записываешь разговор на диктофон. Потом из этого складываются потрясающие диалоги. У меня сотни километров таких пленок.
— Какие работы в кино и театре вам особенно дороги?
— Мне дороги все мои работы. Я не отличаю удачу от неудачи. В каждую ленту вложены все физические и душевные силы. Практически в каждой своей картине я кланяюсь поколению, которое сохранило меня и таких, как я, детей-сирот. Нас было 19 миллионов. Государство и люди старшего поколения проявляли о нас огромную заботу, отказывали себе во многом ради того, чтобы вывести молодежь в люди и сделать профессионалами своего дела. Почти в каждом фильме у меня присутствует тема войны.
— Ваш фильм «Подранки» рекомендовали к просмотру в образовательных учреждениях столицы.
— Для меня это стало приятной неожиданностью. После просмотра фильмов и спектаклей на военную тему у школьников кардинально меняется отношение к Великой Отечественной войне, к тому великому подвигу, который совершил советский народ. История, рассказанная в «Подранках», автобиографична. Главный герой картины во время войны теряет мать и отца и попадает в детский дом. Конечно, в ленте присутствует и вымысел. Эта работа мне очень дорога.
— Постановки на военную тему непременно присутствуют в репертуаре театра «Содружество актеров Таганки». Как их принимают современные зрители?
— Для меня тема войны — это святое. Сейчас в театре идут две такие постановки: «4 тоста за Победу» и «Афган». «4 тоста за Победу» — один из немногих существующих сегодня спектаклей о Великой Отечественной войне. Спектакль «Афган» основан на письмах ребят с фронта. Наш театр говорит со зрителями о войне языком поэзии, и это находит горячий отклик.
На военных спектаклях всегда много именно молодежи. Эти постановки входят в городскую программу патриотического воспитания. Начинается все возгласами «вау» и даже свистом.
Но проходит 3–5 минут, и в зале устанавливается мертвая тишина. Многие подростки сегодня не знают ничего о Великой Отечественной войне. Не знают, кто такие Левитан, Симонов, Сталин. Не знают потрясающую советскую поэзию. Молодежь открывает все это для себя, проживает в первый раз. И в финале спектакля в зале всегда раздается гром аплодисментов.
— Чем вы как худрук театра особенно гордитесь?
— Так уж сложилось, что у меня в театре родилась своя режиссерская мастерская. Из-за опалы, безденежья было очень мало постановщиков со стороны, и мы вырастили свою молодую режиссуру, и я считаю это правильным — нужно давать дорогу юным талантам. Репертуар спланирован на 3–4 года вперед. Так что зрителей нашего театра в каждом сезоне ждут сразу несколько премьер.
Кстати, любой молодой артист, который приходит на работу в театр, знает, что у нас очень маленькие оклады и здесь он много не заработает.
Зарплата актеров нашего театра при всех надбавках недотягивает до средней по Москве. Поэтому можно сказать, что мы работаем не ради денег, а ради своего зрителя. Но я, конечно, не мешаю артистам в свободное время подрабатывать на стороне — сниматься в кино, рекламе, участвовать в антрепризах.
— Вы художественный руководитель театра, но и выступаете также в качестве автора и режиссера. Одна из ваших постановок стала самой многочисленной по количеству участников за всю историю театра.
— «Концерт по случаю конца света» охватывает гигантский исторический период — с 1612 года по наше время. Этот спектакль — мультимедийный коллаж, в котором воедино собраны живопись, музыка, видео, хоры, балет и многое другое.
— Как можно вместить столетия в одну постановку?
— Судьба исторических персонажей — Минина и Пожарского, Петра Великого, , Ленина, Сталина, Ельцина,  — представлена зрителю через поэзию классиков и современных авторов. У зрителя есть возможность сравнить различные эпохи. Моя цель — сопоставляя прошлое с настоящим, поставить публику перед необходимостью думать и размышлять, принимать самостоятельные решения. Подготовку к спектаклю предваряла большая исследовательская работа. Было использовано много материалов, вплоть до уличных социологических опросов. У прохожих спрашивали о том, какой вклад, по их мнению, внес тот или иной исторический персонаж и что им известно о знаковых для нашей страны событиях. Эти мини-интервью также стали частью постановки. В «Концерте» задействованы даже зрители, пришедшие на спектакль. Кстати, в 2017 году состоялась премьера еще одной масштабной постановки, в которой занята вся труппа нашего театра. В основу спектакля «Нечистая сила» легло произведение с одноименным названием. Этот роман обнажает проблемы, которые были при царской России и которые, увы, имеют место быть сегодня.
— 2019 год, как известно, был объявлен Годом театра. С какими проблемами театральный мир подошел к этому событию?
— На мой взгляд, основная проблема — в процессах, происходящих сегодня в государстве. Люди стали другими. Капитализм, к несчастью, меняет человека в худшую сторону. Театральная общественность напугана реформами, в том числе и кадровыми. Как можно было так поступить с такой выдающейся актрисой и личностью, как ? Отлучить ее от ее родного дома? Оставить труппу без духовной опоры?
— По вашему мнению, Николай Николаевич, на что стоит обратить особое внимание в текущем театральном году и в ближайшем будущем?
— Считаю необходимым выдавать правительственные гранты на надбавку к пенсии артистам старшего поколения. Многие люди в театре отдают ему всю свою жизнь за мизерные зарплаты. Мэр Москвы в 2017 году ввел значительные надбавки к пенсии народным и заслуженным артистам-москвичам, за что ему огромное спасибо от театрального сообщества! Почему бы не распространить этот опыт на всю страну? Кроме того, я предлагаю дать право людям с ограниченными возможностями, пенсионерам покупать театральные билеты по льготным ценам. 12 процентов москвичей — инвалиды, 40 процентов москвичей — пенсионеры. Это огромный зрительский пласт, который нуждается в светской духовной пище. Им необходима возможность посещать театр по дешевым билетам. Я это делаю в нашем театре на свой страх и риск. Многие другие режиссеры в своих театрах поступают так же. Но надо закрепить право такого ценового маневра на законодательном уровне. Тогда это действительно будет Год театра!
— Вы выпустили первую книгу — «Театр абсурда. Во что превратили Россию». Что узнает читатель, взяв в руки это издание?
— Это сборник, в который вошли статьи, интервью и мои выступления за последние годы. Буду рад, если мой читатель, взяв эту книгу, будет думать, анализировать и сравнивать сказанное со своей точкой зрения. Наверняка он не во всем со мной согласится, но хочется, чтобы каждый, кто прочтет этот сборник, сделал очень простой вывод: мы сможем выжить, как нация, только если объединим свои силы и возможности.
Я глубоко убежден, что если бы наше государство взяло все лучшее из мирового опыта и отбросило все худшее, что было в советской форме управления, то жили бы мы сейчас совершенно по-другому. Говоря про лучшее, я имею в виду содружество государств, которое демонстрирует нам сейчас Европа. Да, они переживают кризис, но объединенные в единую еврозону, они чувствуют себя значительно увереннее по отношению к мировому лидеру — США, чем тогда, когда они были каждый сам по себе. Я искренне считаю, что развал СССР — это огромнейшая трагедия для всего мира.
— Стоит ли ждать продолжения? Нет желания написать мемуары?
— Конечно, мне есть о чем рассказать. Я встречался со многими выдающимися людьми. Работал с . Неплохо знал Владимира Высоцкого. Не могу сказать, что мы дружили, но симпатизировали друг другу. Я встречался со , , , .
Не говорю о более молодом поколении звезд балета — Михаиле Лавровском, , и . Пока на мемуары нет времени.
— Вы пришли в политику еще во времена СССР. Продолжаете оставаться убежденным коммунистом?
— Александр Блок сказал, что «большевизм — это свойство русской души, а не фракция в Государственной думе». Я вступал в партию в те годы, когда некоторые, в том числе представители интеллигенции, ее покидали. А меня все последние годы не покидает чувство вины перед старшим поколением, которое оставило нам страну, построенную неимоверным трудом, и отстоявшим ее в страшной войне. Так как же случилось, что мы в мирное время обольстились, как американские индейцы, стеклянными бусами и огненной водой? Одним росчерком пера в Беловежье были перечеркнуты все мечты, надежды, а главное — труд нескольких поколений…
— Во что вы верите?
— Как и Чехов, я верю в отдельных людей, выполняющих самую тяжелую работу: хлеборобов, подводников, хирургов… Я говорю обо всех людях, не сильно «очарованных» капитализмом и преданных идее социальной справедливости. Так вот, я верю, что именно эти люди будут определять будущее России.
КСТАТИ
История театра «Содружество актеров Таганки» драматична: с момента основания в 1993 году, он более 15 лет боролся за выживание в условиях отсутствия финансирования и юридической войны за право быть самостоятельным. Коллектив одержал победу в 27 судах! Сейчас в репертуаре театра около 40 спектаклей. Это и музыкально-поэтические композиции, продолжающие традиции старой Таганки, и классическая русская и зарубежная драматургия, и пьесы современных авторов.
СПРАВКА
Николай Губенко родился 17 августа 1941 года в Одессе. Советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер и сценарист. Лауреат Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — за фильм «Пришел солдат с фронта» (1971). Основатель и художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» с 1993 года. Народный артист РСФСР. Последний министр культуры СССР (он был им с 1989 по 1991 год).
Читайте также: Борис Криштул: Если из плохого сценария получается хороший фильм, это редкое событие
Видео дня. Где сейчас самые первые обитатели «Дома-2»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео