«Надо начинать без денег»: режиссеры клипов Oxxxymiron, Little Big и Билана о том, как снимать для миллениалов

По материалам выступления режиссеров на фестивале VK Fest Можно ли снять клип без бюджета? Алина Пязок: Многие хотят сразу же прийти к большому артисту и сделать с ним проект. Но круто начинать, когда у тебя нет ничего, только камера. Мы работаем и с нормальными бюджетами, и с совсем маленькими. Например, клип Lizer'a «Пачка сигарет» стоил 100 000 рублей. Это в принципе даже не цена сейчас. Первый клип, который я сняла «Триагрутрике» — Big City Life, стоил ноль рублей. Поиск бюджета — это не самое основное в продакшене. Главное — это все-таки идея и то, что ты хочешь передать. Клип Little Big на Every day I'm drinking стоил 30 000 рублей, и это дало нам некий старт. У группы за всю жизнь всего один раз была рекламная интеграция, все остальное время мы брали деньги с концертов, иногда тратили с Ильей [Прусикиным, лидером группы Little Big,] последние деньги, просто наскребали их отовсюду. Ладо Кватания: Я еще ни разу не оказывался в условиях, когда денег хватало. Самое интересное — это работать в условиях чудовищных ограничений, когда средств у тебя практически нет. Происходит аккумуляция твоего творческого потенциала. Я постоянно говорил оператору и команде: «Слушай, с бабками все могут». Есть проекты, которые доказывают это. [Без большого бюджета] ты начинаешь сочинять те вещи, которые изначально казались тебе невозможными к воплощению. И как ни странно, ты находишь такие воплощения, которые не смог бы реализовать, если бы деньги у тебя были. Это парадоксально работает. Поэтому я стараюсь иногда влезать в проекты, где денег практически нет. Это дисциплинирует, держит тебя в форме и позволяет творчески расти. Дарья Чаруша: Надо начинать планировать без денег. Они приходят, потому что ты аккумулируешь некую идею, отпускаешь ее в мир, и она начинает работать самостоятельно. В самом начале пути я вкладывала свои деньги. И это единственный путь, если вы в принципе что-то хотите начать. Можно сэкономить и сделать продукт, если вы действительно верите в то, что его нельзя не сделать. И если он будет незаурядным, в нем будут страсть и энергия, тогда люди подтянутся. На самом деле людей, которые готовы что-то создавать, готовы быть лидерами, их очень мало. И если вы чувствуете в себе этот потенциал, нужно просто идти, и весь косяк за вами будет пристраиваться. Нужны ли клипу реклама и промо? Алина Пязок: Стартовый пуш очень важен. Его можно собирать самим, мы в Little Big его копили по крупицам, и сейчас у нас самый большой по аудитории музыкальный канал — около 5 млн человек. Ладо Кватания: Есть разный контент. Есть развлекательный — он изначально призван аудиторию развлечь и не более того. Это нормально. Я просто всегда фокусировался на том, что не хочу делать такое. У меня есть одна попытка сделать подобное с «Ленинградом» — называется этот клип «Золото». Не совсем удачный, наверное, по количеству просмотров. Я всегда стараюсь работать с более авторским контентом, и мне бы не хотелось, чтобы под него могли поесть суп или попкорн. Он должен вызывать вопросы, дискомфорт, тревожность. Возможен ли компромисс между творчеством и заработком? Алина Пязок: Хочется всегда делать то, что будет интересно людям. У нас получается так, что песни ты слышишь еще в зачаточном состоянии, слушаешь демоверсии. И ты уже начинаешь что-то придумывать. Мы один раз в жизни всего ставили на клип и думали: «Он будет популярным, он будет крутым, вирусным». В итоге этот клип Little Big вы все, скорее всего, даже не видели. Это клип на Kind inside, hard outside. Там драка Путина и Обамы. После этого мы перестали делать ставки и старались делать то, что интересно. Дарья Чаруша: Нельзя не уважать человека, для которого ты делаешь какой-то продукт, если только ты не сумасшедший профессор, которому абсолютно все равно. Вопрос компромисса очень условный, нужно анализировать имеющуюся ситуацию. [Если выбор в том, снять клип на минуту или ужать его до 30 секунд, чтобы собрать больше просмотров], сейчас я бы уже попыталась ужать. Ладо Кватания: У меня не так много работ, которые имеют сумасшедшие цифры [просмотров]. Поэтому я сознательно отказался от компромисса. Это просто позиция. Как социальные сети влияют на российскую клип-индустрию? Дарья Чаруша: Все те люди, которые сейчас занимаются производством контента для YouTube, — это те, кто пойдет дальше. Потому что это самая крутая жизненная школа. В принципе это единственная школа, которая может создать профессионалов, способных круто ориентироваться в том, что сейчас модно, как можно снять дешевле, просто бросить клич в Instagram и получить кадры, которые хотят с тобой работать. Помимо того, что это уже работа, это очень классная школа для того, чтобы дальше снимать кино, расти как продюсер и в принципе добиваться чего угодно. Алина Пязок: Самое клевое, что сейчас очень много самородков. Когда ты видишь в интернете видео, пишешь человеку: «Чувак, ты суперкрутой, давай сделаем что-нибудь вместе». И тебе говорят: «Давай». И вы начинаете вместе творить, и ты понимаешь, что у него есть видение. Это касается и актеров, артистов, художников-постановщиков, кого угодно. Отклик можно получить гораздо раньше сейчас. Ты смотришь комментарии, и если ты снял реально плохо, тебе так и напишут. Люди не будут скрывать. Как начать снимать клипы? Алина Пязок: Для того, чтобы просто познакомиться с музыкантами, я сначала ходила и брала у них интервью. Я с 15 лет работала журналистом в Челябинске на телеканале «Восточный Экспресс». Очень часто было такое, что я ходила фотографировать группы, и мне хотелось сделать им самые лучшие снимки, чтобы они меня заметили и позвали снимать им фотосессию. Если ты идешь к артисту, который сейчас собирает 300 человек, вы можете вместе вырасти, и это круто. Ладо Кватания: Выберите самого классного артиста, которого вы любите, любого. И снимите ему клип без его участия. Просто сочините историю, которая вызовет реакцию у аудитории. Для этого и существуют социальные сети. Если она будет действительно сильная, мощная и дойдет до артиста, артист официально признает это видео своим. Поверьте, есть такая практика. Выберите ту песню, которая вас вдохновляет, и делайте это. Вы должны испытывать потребность реализовать услышанное звучание в визуальный ряд. От Монеточки до Головина: звезды в рейтинге Forbes «30 до 30» 1 из 8 Александр Карнюхин для Forbes 2 из 8 ТАСС 3 из 8 ТАСС 4 из 8 ТАСС 5 из 8 ТАСС 6 из 8 Владимир Гердо / ТАСС 7 из 8 Instagram 8 из 8 Александр Карнюхин для Forbes Настя Ивлеева, 28 лет, блогер и телеведущая Первое рекламное предложение Насте Ивлеевой поступило, когда ее блог в Instagram собрал 10 000 подписчиков. Это была реклама сайта знакомств Badoo, на которой Ивлеева заработала 15 000 рублей. «Я тогда подумала: начало неплохое. Не какие-нибудь там глупости рекламировать», — рассказывает блогер. Но известна она стала гораздо раньше: в 2013 году ее короткие юмористические скетчи в Instagram быстро собрали внушительную аудиторию. В 2016-м успехи Ивлеевой заметили на телевидении: сначала ее пригласили вести шоу «Можно все» на телеканале «Ю», а затем передачу «Орел и решка» на «Пятнице!» (из нее она ушла в конце 2018 года). В прошлом году Ивлеева запустила собственное YouTube-шоу, на которое подписалось более 2,5 млн пользователей. Также она продолжает расти в Instagram, у нее уже около 12 млн подписчиков. Для главного разговорного YouTube-шоу «вДудь» выпуск с Ивлеевой остается самым популярным — у интервью уже более 24 млн просмотров. В 2018 году Ивлеева стала продюсером. Она продюсирует в Instagram ведущую «Матч ТВ» Юлию Коваль (известна под ником @koval_now) и Instagram-блогера Виталия Видякина, известного под ником @parapatronov. «У него, между прочим, 300 000 подписчиков появилось всего за пару месяцев!» — хвалится Ивлеева. Осенью она планирует запустить масштабный проект, суть которого пока не раскрывает. Елизавета Гырдымова (Монеточка), 20 лет, певица Студентка факультета продюсерства и экономики ВГИКа, Гырдымова еще в 2016-м дебютировала со сборником тихих иронических песен «Психоделический клауд-рэп». А в 2018-м выпустила полноценный альбом «Раскраски для взрослых», который моментально стал хитом. Все треки с пластинки вошли в чарт топ-100 «Яндекс.Музыки», а портал Meduza объявил запись «главным русским поп-альбомом года». 31 декабря Монеточка единственная из молодой поросли артистов выступила и в сервильном формате «голубого огонька», и в его сатирической версии, снятой командой Ивана Урганта. Кантемир Балагов, 27 лет, режиссер Балагов окончил курс Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете в Нальчике. Во время учебы снял несколько игровых и документальных фильмов. В 2017 году как режиссер дебютировал с полнометражной лентой «Теснота» в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале и получил приз ФИПРЕССИ, а на следующий год вошел в жюри этой программы. В 2017 году режиссер получил премию «GQ Россия» в категории «Открытие года». В этом году фильм Балагова «Дылда» показали в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Александр Головин, 22 года, футболист В 16 лет парень из Кемеровской области оказался в ЦСКА, в 18 дебютировал в основном составе команды, а в 19 стал чемпионом России. В сезоне 2017/2018 Головин отменно проявил себя в еврокубках, стал одним из главных героев сборной России на ЧМ, а после турнира уехал играть в Европу. Молодой игрок обошелся «Монако» в €30 млн, и это самый дорогой трансфер футболиста с российским паспортом в истории. Первый европейский сезон обернулся для Головина испытанием: его новая команда скатилась в аутсайдеры чемпионата Франции и дважды сменила тренера. Кирилл Капризов, 22 года, хоккеист На Олимпиаде-2018 Капризов был самым молодым игроком сборной России и вернулся домой одним из главных героев финала: это он забил победную шайбу в овертайме. В ЦСКА, где Кирилл играет с 2017-го, он тоже много забивает — в сезоне 2018/2019 стал лучшим снайпером регулярного чемпионата КХЛ (30 шайб), а затем помог команде впервые завоевать Кубок Гагарина. У Капризова еще год действует контракт с ЦСКА, и боссы клуба на 99% уверены, что сохранят его в составе. Хотя нападающего ждут и в НХЛ — «Миннесота Уайлд» выбрала его еще на драфте-2015. Александр Молочников, 27 лет, режиссер и актер Уроженец Санкт-Петербурга Александр Молочников — одна из самых активных и амбициозных фигур нового российского искусства. В труппу главного драматического театра страны, МХТ им. Чехова, выпускник РАТИ-ГИТИС был принят еще в 2012 году и немедленно взялся штурмовать большие роли — Эдгар в «Новых страданиях юного В.», Вронский в «Каренине» и др. А вскоре с благословения худрука МХТ, легендарного Олега Табакова (умер в 2018 году) Молочников получил возможность попробовать себя и как режиссер. В итоге совсем еще юный артист поставил на сцене театра три масштабных спектакля: «19.14», «Бунтари» и «Светлый путь. 19.17». Параллельно Александр пробовал себя в кино, например сыграл в байопике о семье Антона Чехова «Братья Ч» и режиссерском дебюте Романа Волобуева «Холодный фронт». В 2017-м он по примеру собственного театрального опыта сменил статус актера на режиссера и на киноэкране: в прокат вышел его первый фильм, комедия «Мифы». Правда, большую кассу лента не собрала, ограничившись менее чем $900 000 (данные портала «Кинопоиск»). В 2019-м 27-летний Молочников взял новую высоту — он дебютировал как режиссер в Большом театре, пусть пока и на камерной сцене имени Б. А. Покровского. Недавно состоялась премьера спектакля, объединившего оперы Джанкарло Менотти «Телефон» и «Медиум». Мария Командная, 30 лет, блогер и телеведущая Бывшая ведущая «НТВ Плюс», «России 2», «Дождя» и «Матч ТВ», в 2017-м Мария Командная ушла с российского телевидения, чтобы на время чемпионата мира по футболу присоединиться к команде американского вещательного гиганта FOX Sports. Кроме того, в декабре 2017-го вместе с легендарным футболистом Гарри Линекером журналистка провела церемонию жеребьевки турнира. Командная также выступила сооснователем сайта о здоровом образе жизни The Challenger и долгое время руководила его редакцией. С конца прошлого года она развивает собственный YouTube-канал Commandos. Алина Пязок, 28 лет, клипмейкер Алина Пязок наравне с Александром Гудковым, Айсултаном Сеитовым и еще несколькими влиятельными фигурами во многом ответственна за YouTube-революцию в российской поп-культуре. Именно ее «перу» принадлежат виральные клипы китчевой группы Little Big, включая главный хореографический «вирус» 2018 года — ролик Skibidi. Незабываемый визуальный стиль Little Big, благодаря популярности на YouTube имеющей поклонников по всему миру, уже принес их каналу почти 4 млн подписчиков и более 800 млн просмотров. Группа много гастролирует в России и за рубежом. Уроженка Челябинска, Пязок еще подростком снимала сюжеты для регионального ТВ, а позднее не смогла поступить на бюджетное место во ВГИК и поехала учиться на фотодокументалиста в Санкт-Петербург. Там она начала карьеру клипмейкера и на первых порах много работала с артистами самых разных «неформатных» жанров: рока, рэпа, регги и др. В 2013-м Пязок стала частью коллектива Little Big, собранного вокалистом Ильей «Ильичем» Прусикиным. Постепенно вокруг группы сформировался пул блогеров и молодых артистов — клипы для них часто снимает Алина («Хлеб», Lizer, The Hatters и др.). Работает она и с другими исполнителями, например с популярными рэперами Feduk и ЛСП. Также в творческое портфолио Little Big входит YouTube-шоу «КликКлак» — это еще один сверхпопулярный канал с 5,6 млн подписчиков и более 720 млн просмотров. ]]>

«Надо начинать без денег»: режиссеры клипов Oxxxymiron, Little Big и Билана о том, как снимать для миллениалов
© Forbes.ru