Танцы Кличко на столе под музыку Стравинского
На открытии памятного знака мэр столицы сказал: «Ранее мы имели такую традицию — делать мемориальные доски. Но они не обращают на себя внимание, а вот такие объекты подчеркивают привлекательность нашего города, более того, рассказывают историю». Сказал он это, стоя на куцей сцене с покрытием, которое напоминало скатерть ресторанного стола с характерной складчатой «юбкой». Надо признать, что банкет Виталия Владимировича на месте городского головы Киева удался, но затянулся. На что непрозрачно намекнул президент Зеленский, выразив намерение заменить Кличко на генерального продюсера телеканала Коломойского "1+1" Александра Ткаченко. Но пока партнерами мэра осваиваются гигантские городские бюджеты на строительство мостов и развязок, он приобщается к мировому культурному наследию. Сын певца Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского родился в 1882 году в Ораниенбауме (ныне Ломоносов). На Украине любят подчеркивать его казацкое происхождение (а кто ж не козак?) и то, что значительную часть своих произведений Стравинский писал на украинской земле, находя их источники в украинском фольклоре. Это отчасти верно, потому что в городке Устилуг вблизи Владимира-Волынского на Полесье у него было имение. Первая музейная экспозиция там открылась в 1990 году, первый фестиваль "Стравинский и Украина" волыняне организовали в 1994-м, и только в 2012-м началась реставрация. Такой разрыв во времени обусловлен тем, что музыка Стравинского, рожденная в этом закутке цивилизации, не вполне вписывается в укоренившийся культурный дискурс: великий авангардист писал, мягко говоря, странно для любителей фольклорной традиции. Да и для поклонников традиционной симфонической музыки у него было немало сюрпризов, которые она не всегда с радостью принимала. Екатерина и Игорь Стравинские Известен случай, когда всесильный советский председатель правления Союза композиторов СССР Тихон Хренников в начале 80-х послал съемочную группу фильма о Стравинском в СССР во главе с британским режиссером Тони Палмером… нет, не куда подальше, а на Сорочинскую ярмарку! А копию уже готового фильма "Где-то на границе…", которую тот снял про житье-бытье композитора в Устилуге, в Гостелерадио потом сократили и перемонтировали без разрешения и ведома режиссера. Этот Палмер, кстати, прославился фильмами и о Рахманинове, Шостаковиче, Марии Каллас, Рихарде Вагнере, Джимми Хендриксе, Леонарде Коэне, группах Beatles и Cream и многих других известнейших музыкальных деятелях. Эти фильмы есть в открытом доступе на Youtube-канале Tony Palmer Films. Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в роли Петрушки Режиссер вспоминает, что Игорь Федорович в 1966 году даже просил познакомить его с «битлами» — видимо, чувствовал эру глобализации, как тонко чувствовал и передавал многое в своих произведениях. Возвращаясь к его творчеству, надо вспомнить прежде всего «Весну священную». Этот балет в 1913 году вызвал культурный шок у публики того времени. А спустя почти 50 лет его с благоговением впервые слушали студенты Киевской консерватории — так называемые представители «киевского музыкального авангарда 60-х», а в то время студенты класса Бориса Лятошинского. С премьеры «Весны…» и до этого момента Игорь Федорович стал не просто звездой — он стал Вселенной мировой музыки. Но к Стране Советов отношения не имел, оттого не особо чествовался и популяризировался в ее границах. И эти студенты — ныне известные композиторы Валентин Сильвестров, Игорь Годзяцкий, Виталий Грабовский и их сокурсники — впервые тогда знакомились с творческим наследием Стравинского. А Игорю Блажкову в 1962 году композитор доверил исполнение своих произведений. И когда студент-фронтовик по собственной инициативе пытался озвучить "трофейные" произведения композитора, которые сам привез в Киев из Австрии и передал в библиотеку консерватории, то его исключили из заведения. Что интересно знать про Стравинского читателю, не обремененному жаждой к прослушиванию его произведений? То, что в 1934 году он принял гражданство Франции, а в 1945-м — США? Что в Бостоне был арестован полицией за нетрадиционное исполнение гимна? Что умер в Нью-Йорке, а похоронен в Венеции? Что любил папиросы «Голуаз» и Коко Шанель? Портрет Стравинского в полицейском участке Бостона По поводу последнего его увлечения — не папиросами, конечно, же — был даже написан роман и снят фильм «Коко и Игорь». Эпиграфом к которым могла бы быть фраза «И цветаста и душиста жизнь французского артиста». Судите сами по синопсису ленты: «1913 год. Париж. Коко Шанель присутствует на первом, скандальном представлении Игоря Стравинского «Весна священная». Ритмичный диссонанс в музыке и местами шокирующая хореография вызывают бурю негодования. Но Коко увлекает то, как Игорь взбудоражил зал. Семь лет спустя Коко и Игорь встречаются снова. Между кутюрье и композитором быстро возникают взаимные симпатия и влечение. Коко приглашает Игоря вместе с его женой и детьми пожить на её вилле под Парижем. В наступившее лето между Коко и Игорем завязываются тайные отношения. Их растущая близость приносит пользу и их работе: Игорь начинает сочинять произведения в новом, более вольном стиле; а Коко создает Chanel №5». Стравинский и Коко Шанель (крайняя справа) То есть, один из самых легендарных ароматов мира высокой парфюмерии был буквально зачат на премьере «Весны священной»! Сам автор пытался создать «адскую атмосферу», вследствие чего местами в зале наблюдались стычки, и второй акт потребовалось проводить в присутствии полиции. Как было великой Коко не вдохновиться всем этим в высшей степени либидозным действом? Самим же фильмом вдохновились организаторы Каннского кинофестиваля в 2009 году и поставили его на позицию фильма-закрытия. Безусловно, талант и харизма Игоря Стравинского очень помогли ему не только покорить сердце Шанель, но и войти в мировое музыкальное сообщество, чтобы занять там соответствующее место. И произошло это гораздо раньше — еще до Первой мировой войны. Дело в том, что на премьере «Фавна и пастушки», одного из первых его произведений, написанных под руководством Римского-Корсакова, присутствовал Сергей Дягилев. Он высоко оценил талант молодого композитора и через некоторое время предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. Дягилев и Стравинский Надо знать роль и значение Дягилева, чтобы понять: это был билет в высшую лигу шоу-бизнеса того времени. В итоге Стравинский за три года написал три балета, принёсших ему мировую известность. В эти годы композитор неоднократно ездил в Париж, о чем остались замечательные воспоминания Стивена Уолша: «Дягилев и Стравинский будто русские герои карикатур: обнимались и вместе выпивали вечером, а днём отчаянно ругались из-за денег и контрактов». Осенью 1911 года состоялась историческая встреча и фотографирование трех композиторов-импрессионистов: основоположника стиля Эрика Сати, главы течения Клода Дебюсси и русского последователя Игоря Стравинского. Интересно, что примерно в эти же годы брат Игоря Юрий, который страдал туберкулезом и, по совету врачей, перебрался работать в Крым, строил весьма примечательные сооружения: виллу промышленника Сазонова «Кучук-Уч-Чам» («Три маленькие сосны») в Ялте (современный корпус №12 Ялтинского военного санатория, ул. Свердлова, 34-б лит. «А»), Ялтинский санаторий для недостаточных чахоточных больных в память императора Александра III. Также лечебный корпус (современный «Пироговский корпус» Крымского республиканского НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. Сеченова), «Санаторий для раненых и утомленных» в удельном имении «Кучук-Ламбат», два жилых дома, винодельческий корпус и электростанцию в Массандре, а также подвал в готическом стиле для выдержки десертных и крепких вин в удельном имении «Ай-Даниль». Стравинский и Римский-Корсаков Игорь Стравинский оставался во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его последних русских сочинений, а также сочинений, написанных в неоклассической манере. В Париже он впервые обратился к духовной музыке — написал «Отче наш» для хора без сопровождения и знаменитую «Симфонию псалмов». Позже Стравинский вспоминал парижские годы как самое несчастливое время своей жизни. В 1938-м умерла его старшая дочь Людмила, в 1939-м — его жена и его мать. 9 марта 1940 года Стравинский женился вновь — на Вере Судейкиной. Вера эта сама по себе была особой примечательной — племянница фабриканта Эдуарда Теодора Боссе, который вместе с Геннефельдом основал в 1897 году возле поселка Юзовка (территория нынешнего Донецка) «Машиностроительный и чугунолитейный завод инженеров Э. Т. Боссе и Р. Г. Геннефельда» (ныне ОАО «Донецкгормаш») — крупнейший завод горного машиностроения в Донбассе. Таким образом, дав название Боссе целому району индустриального мегаполиса. Сама же Вера успела побывать не только Судейкиной и Стравинской, но до того и Люри, и Шиллинг. Это ее принял в свою труппу Таиров, восхищенный линией плеч. Это о ней где-то в окрестностях Алушты написал Осип Мандельштам: «Золотистого меда струя из бутылки текла Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела: Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла, Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела. Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь. Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни: Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь. После чаю мы вышли в огромный коричневый сад, Как ресницы, на окнах опущены темные шторы. Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград, Где воздушным стеклом обливаются сонные горы. Я сказал: виноград, как старинная битва, живет, Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке: В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот Золотых десятин благородные, ржавые грядки. Ну а в комнате белой, как прялка, стоит тишина. Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала, Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, — Не Елена — другая — как долго она вышивала? Золотое руно, где же ты, золотое руно? Всю дорогу шумели морские тяжелые волны. И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно, Одиссей возвратился, пространством и временем полный». С 1936 года Стравинский периодически ездил с гастролями в США, куда он и переехал окончательно в связи с начавшейся войной. На протяжении десятилетий Стравинский активно гастролировал как дирижёр (преимущественно собственных сочинений) в Европе и США. Отличаясь чрезвычайной требовательностью к соблюдению предписанных им темпа, динамики, акцентов, Стравинский придавал большое значение аудиозаписи. На лейбле Columbia Records было записано подавляющее большинство сочинений под управлением самого автора. Судейкина и Стравинский Стравинский работал практически во всех современных ему жанрах — оперы, балета, симфонии, кантаты и оратории, концертов для солирующих инструментов с оркестром, камерной инструментальной и вокальной музыки. Видимо, не случайно в честь так фонтанирующего экспериментами композитора был назван фонтан в Париже! В интервью газете «Комсомольская правда» в сентябре 1962 года, когда впервые композитор приезжал на гастроли в СССР и дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде, он сказал:«Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе». При чем здесь, с учетом всего этого, мемориальный знак на углу дома, на месте которого якобы стоял другой дом, в котором останавливался Игорь Федорович Стравинский, проезжая через Киев, — всемирной истории неведомо. Но как забавный повод для мэра-боксера высказаться об авангардной музыке XX века — вполне. Возможно, спустя годы на этом месте и по этому поводу появится памятный знак про парадоксальное пересечение путей великого чемпиона-тяжеловеса и великого композитора-авангардиста… Поживем — поиграем!