Смерть на сцене: убийственные предчувствия звезд
В актерской среде есть такое поверье: смерть на театральных подмостках — это знак избранности. Умереть, как Мольер, до последней секунды служа своим зрителям, — честь, которой удостаиваются лишь немногие! И пусть этих людей нет уже долгие годы, их по-прежнему любят, знают и цитируют наизусть. Андрей Миронов Андрея Миронова не стало 16 августа 1987 года в Риге в результате обширного кровоизлияния в мозг, которое произошло во время спектакля Московского академического театра сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Артист внезапно откинул волосы со лба, оборвал монолог, ушел за кулисы и потерял сознание, а в зале повисла тишина, посреди которой вдруг раздался глухой и потрясенный голос Ширвиндта: «Андрею Александровичу плохо!» По словам одного из зрителей, первое время люди все еще продолжали ждать, что актер вернется: он примет какое-нибудь лекарство и обязательно выйдет доиграть! Однако сирены скорой говорили, что надеяться уже не на что. «И надо бы аплодировать за великолепную игру, но возникла неловкость и виноватость, — вспоминал он. — Стулья хлопают. Люди выходят молча, еще не ведая, что спектакль не повторят». Интересно, что в Риге в то время находились несколько выдающихся врачей, приехавших на симпозиум нейрохирургов, но даже их попытки помочь оказались тщетными. Через два дня артиста не стало. Виталий Соломин При таких же обстоятельствах ушел и актер Малого театра Виталий Соломин, которому стало плохо во время спектакля «Свадьба Кречинского». В какой-то момент коллеги заметили, что у артиста начал заплетаться язык. «Пьян», — подумали они, хотя на самом деле его сразил удар. Удивительно, несмотря на то что у Виталия Мефодьевича парализовало руку и ногу, он доиграл акт до конца и потерял сознание, лишь когда опустили занавес. Кстати, как считает вдова актера Мария, он сам накликал на себя беду, сказав ей, что искренне завидует красивому уходу Андрея Миронова. Правда, в отличие от него, Соломин цеплялся за жизнь не два дня, а месяц. Александр Барыкин Такие же чудеса выносливости проявил и певец Александр Барыкин, который почувствовал себя нехорошо прямо во время концерта в Оренбурге. Исполняя предпоследнюю песню программы, он вдруг повернулся к музыкантам, сделал знак, что заканчивает, и ушел за кулисы, а спустя какое-то время вернулся и помахал залу рукой. В тот момент он уже задыхался — но поклонники аплодировали и умоляли выйти! А вот о выступлении на бис уже не могло быть и речи: из драмтеатра он выходил в сопровождении медиков. Как вспоминали врачи, находясь в больнице, Барыкин уже понимал, чем все может закончиться, но не спрашивал, будет ли жить, и даже радовался, что все-таки сумел закончить свое выступление. «Я спел, как смог», — говорил он, а незадолго до ухода успел сказать жене, что если умирать, то на сцене! Инна Бурдученко Актриса Инна Бурдученко ушла из жизни в возрасте 21 года, когда ее жизнь только начинала складываться. А виной тому, считают коллеги, была анафема, которую папа римский наложил на советский фильм «Иванна», где девушке довелось сняться в главной роли. По сценарию героиня картины, не в силах принять, что ей грозит казнь, а Бог это допускает, срывает с шеи крест. Узнав об этом эпизоде, Ватикан наложил проклятие как на саму ленту, так и на ее создателей. Интересно, что поначалу съемочная группа не принимала это всерьез, пока на нее не посыпались беды. У художника-постановщика погиб сын, оператор и сценарист потеряли жен. Не смогла уйти от судьбы и Инна. Трагедия произошла во время съемок фильма «Цветок на камне». По сюжету актриса должна была войти в объятое пламенем здание и вынести оттуда знамя, и в самый ответственный момент ее каблук застрял между досками пола. В это время сверху уже летела горящая балка... Говорят, Бурдученко можно было спасти, если начать действовать незамедлительно, но все просто стояли и смотрели. Помочь бросился только рабочий массовки, но было поздно: девушка, у которой через несколько месяцев должен был родиться ребенок, получила ожог более семидесяти процентов тела. Режиссера картины Анатолия Слесаренко осудили на четыре года. Отсидев половину срока, он вышел на свободу по амнистии. Василий Шукшин Василий Шукшин умер на съемках фильма «Они сражались за Родину» в 1974 году. Как вспоминали современники, основная работа была уже позади, поэтому актер чувствовал себя разбитым и усталым. Снять эту самую усталость решили в бане, но по дороге молодой шофер неудачно развернулся и переехал кошку. «Не к добру, — сказали местные, — к большой беде примета». Но потом словно испугались своих же слов и поправились: «Ну, да это раньше в приметы верили, сейчас все не так!» К сожалению, избежать трагедии не удалось. Уже ночью Василию Макаровичу стало плохо с сердцем. «Даже курить не буду — пойду и лягу», — сказал он. А наутро его нашли мертвым. «Удивительное совпадение, — вспоминал Юрий Никулин. — За день до смерти Василий Макарович сидел в гримерной, ожидая, когда мастер начнет работать. Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал что-то рисовать, чертить на обратной стороне пачки сигарет «Шипка». Сидевший рядом Георгий Бурков (актер театра и кино, режиссер. — Примеч. Daily Storm) спросил: «Что ты рисуешь?» «Да вот, видишь, — ответил Шукшин, — вот горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны...» Бурков обругал его, вырвал пачку и спрятал в карман, а после много лет хранил ее у себя. Как память. Память о своем лучшем друге! Евгений Урбанский Секс-символ советского кино Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Директор». По сценарию автомобиль, за рулем которого находился его герой, должен был пролететь над барханом и упасть на землю. Несмотря на то что первый дубль оказался удачным, артист в силу природного перфекционизма настоял на втором. Он и стал роковым. Актеру в тот момент было всего 33 года. Через несколько месяцев у него должна была родиться дочь. Девочку назвали в честь него — Евгенией. Говорят, что сам Урбанский не хотел играть эту роль — его одолевали дурные предчувствия. «Знаешь, — сказал он своей жене, — мне сейчас было так одиноко, а вокруг — так пусто, что на мгновение показалось, будто бы я умер». Кстати, за день до гибели ему и актеру Владимиру Баллону дали посмотреть на место съемок с вертолета. Евгений грустно взглянул на трамплин из песка, с которого должна была прыгать его машина, и сказал: «Смотри... мне могилу роют». Андрей Краско Андрею Краско — сыну народного артиста Ивана Краско — в момент смерти было ну разве что немногим побольше: 48 лет. Как говорят, жить и жить! Он умер во время съемок фильма «Ликвидация» в результате обширного инсульта. Рассказывают, что артист приехал на площадку уже полуживым. В Одессе, где проходила работа над лентой, в тот момент было невыносимо душно, и Андрей все никак не мог адаптироваться. Его не стало на третий день по дороге в больницу. «Меня колотит, когда я читаю версии смерти Андрюши, — говорил режиссер картины Сергей Урсуляк. — Не пил он во время работы — наоборот, пахал на износ. Его работоспособности можно было только позавидовать. Видимо, она и стала причиной смерти». Не верит в версию пьянства и отец артиста. Просто он слишком много работал! Как вспоминает Иван Иванович, после похорон к нему постоянно подходили незнакомые люди, чтобы хоть как-то его ободрить. А бывало, даже давали денег на памятник. «В городе ко мне подошла незнакомая женщина и протянула две тысячи. Я поблагодарил ее и сказал, что памятник уже установили, но она ответила: «Пусть это пойдет на подарки детям Андрея», — рассказывал народный артист. — А молодой парень дал мне в метро 500 рублей и сказал: «Возьмите, я любил вашего Андрюху». Игорь Тальков Вся жизнь Игоря Талькова — цепь мистических совпадений. Он дважды переживал клиническую смерть и как будто бы знал, что в третий раз ему уже не «вернуться». А еще — искренне верил в переселение душ. «О предыдущей жизни я вряд ли смогу рассказать, потому что у человека отсекается память при рождении, и он о ней ничего не помнит. Но я уже не первый раз на этой земле. Будет и еще пришествие, причем очень скоро. А значит это… Да, вы правильно подумали, для этого я должен буду умереть», — говорил он в интервью журналу «Курский соловей». Талькова не стало 6 октября 1991 года на концерте во дворце спорта «Юбилейный», где должна была выступать еще и певица Азиза. Но девушка не успевала — и музыканта попросили выйти первым. Не знаем, из-за чего, но между Тальковым и охранником Азизы Игорем Малаховым возникла словесная перепалка, и телохранителя силой вывели из гримерки. Через несколько минут в комнату вбежал администратор группы «Спасательный круг» Валерий Шляфман, крича, что Малахов возвращается, причем с револьвером. Тальков вытащил газово-сигнальный пистолет, выбежал в коридор и начал стрелять. То же самое стала делать охрана. Спустя несколько мгновений артист упал — одна из пуль попала ему в сердце. Невероятно, но как показала экспертиза, роковой выстрел принадлежал совсем не Малахову. Его сделал сам Шляфман! «Мне кажется, Тальков откуда-то знал, как именно умрет, — вспоминал потом его знакомый Геннадий Берков. — Моя жена очень боится летать самолетами, так Игорь как-то сказал ей: «Со мной тебе ничего не угрожает, можешь лететь смело. Я погибну при большом количестве народа. Возможно — на сцене!»