Войти в почту

Как Анна Михалкова переживала развод в комедии — призёре «Кинотавра»

27 июля в рамках международного фестиваля Strelka Film Festival by Okko состоялась московская премьера комедии «Давай разведёмся» — первого полнометражного фильма сценариста Анны Пармас. Ранее картина приняла участие в конкурсной программе «Кинотавра», где получила награды за режиссёрский дебют и лучший сценарий, а также почётный приз зрительских симпатий. По сюжету мать двоих детей (Анна Михалкова) пытается пережить развод, попутно трудясь на трёх работах и выплачивая ипотеку. RT рассказывает, почему «Давай разведёмся» — не столько о расставании, сколько о преодолении личных страхов и комплексов. О зрительском успехе комедии «Давай разведёмся» — первой полнометражной режиссёрской работы сценариста и клипмейкера Анны Пармас — можно будет говорить только в конце года (в российский прокат картина выйдет 21 ноября). А вот одобрение со стороны критиков лента уже заслужила: она попала в конкурс «Кинотавра», получила награды за режиссёрский дебют, сценарий и — в довесок — ценный приз зрительских симпатий. В фильме снялись Антон Филипенко, наиболее известный по роли в клипе «Экстаз» группы «Ленинград» (он играет того самого Стаса, который «просто космос»), Светлана Камынина (Анастасия Кисегач из сериала «Интерны»), Максим Лагашкин (сериал «БИХЭППИ», «Аритмия») и Фёдор Лавров (сериал «Деньги»). Главную роль исполнила Анна Михалкова. Героиня Михалковой Маша — женщина за тридцать, мать двоих детей и супруга. Она работает с утра до ночи, содержит семью и платит ипотеку. Её муж Миша (Антон Филипенко) сидит с маленькими детьми, готовит ужин, убирает дом. Мы не знаем, какие отношения были между героями в прошлом: главное, что сейчас брак для них — привычка, страсти в нём давно уже нет. Не вполне обычное распределение ролей в семье приводит к тому, что Маша отдаляется от детей и всё больше погружается в работу. Во время семейного ужина Маша может по телефону расспрашивать пациенток про менструацию (она гинеколог) и выражать большую озабоченность планированием бюджета на следующий месяц, нежели свежестью разлитого детям кефира. Миша полагает, что мать из Маши — так себе. Впрочем, как и жена: в какой-то момент Маша случайно узнаёт, что у мужа есть любовница. Собственно, с этого момента героиня начинает переосмысливать свою жизнь и роль, которую в ней играют дети и супруг. «Ты не должна была его отпускать! Должна была на пороге лечь!», «Правильно, что он от тебя ушёл. Как жить с такой истеричкой?» — говорит мама Маши, пока дочь пытается прийти в себя после пережитого шока. Подруга (Светлана Камынина) разливает крепкий алкоголь в баночки для анализов (дело происходит в больнице): «Наконец-то я могу тебе это сказать: говно твой Миша». Уже Мишу отчитывает его друг (Максим Лагашкин): «Ты почему от жены ушёл?», «А честно бросать жену после стольких лет брака?» Никто из второстепенных героев не задаётся вопросом — быть может, всё идёт, как надо? Вдруг пришло время перестать держаться за то, чего уже нет, и помочь друг другу двигаться дальше? Маша тратит один день на переживание всего спектра эмоций, от шока до принятия, и заканчивает пьяной просьбой к мужу — не слушать аудиосообщения, записанные ему в течение дня. Гораздо больше времени у героини уходит, чтобы отпустить Мишу и научится получать удовольствие от простых вещей — поедания ведра мороженного с детьми или похода в бассейн. Самодостаточная на первый взгляд Маша в какой-то момент перестаёт скрывать ранимость и желание быть услышанной и понятой. Да, она работает на трёх работах, всегда сама сидит за рулем красного семейного Ford и пытается вернуть мужа с таким же энтузиазмом, с каким взваливает на себя новые обязанности в больнице. Но ей, как и другим женщинам, нужно чувствовать себя желанной, любимой и понятой. Маша впадает в крайности и проживает ряд забавных ситуаций, но в конце всё же находит внутреннее спокойствие и гармонию с собой. Этот мощный, но ненавязчивый феминистический посыл уводит зрителя от развода как «проблемы» и приводит к пониманию простой истины: нужно меньше жить по привычке, больше задумываться о себе и своих желаниях. Пока героиня Михалковой совершает ряд идиотских поступков в отчаянном порыве вернуть мужа, Миша наслаждается обществом любовницы и пытается найти работу. Вначале Миша кажется страшно слабохарактерным, но постепенно зрители понимают: и он способен на поступок. В конце концов, не всем же горы сворачивать! Герои Пармас традиционно не делятся на хороших или плохих, сильных или слабых, жертв или абьюзеров. Всеобщие симпатии, очевидно, будут на стороне Маши — однако вряд ли у кого-то возникнет желание навлечь на голову изменника кармическое возмездие. Скорее — пожелать герою удачи в новом деле. Стоит отметить, что актёрский дуэт Михалковой и Филипенко получился безукоризненным. В какой-то момент становится понятно, почему пути этих людей неминуемо должны были разойтись. Михалкова убедительна как в амплуа железной леди, так и с книгой «Как легко пережить развод» на коленях и отчаянием в глазах. Филипенко же настолько вжился в роль человека, склонного прогибаться под обстоятельства и чужие желания, что едва ли в нём удастся распознать красавчика Стаса из клипа. Перемены (в прямом смысле) налицо: для роли актёр носил катастрофически немодные усы, стал полнее и будто на десять лет старше. «Давай разведёмся» — история не о том, как женщина вернёт мужа в семью, и они снова заживут долго и счастливо. А о том, что женское счастье состоит не в наличие или отсутствии рядом мужчины. И что, может быть, не стоит пытаться жить вместе ради ипотеки или чьих-то пересудов. Хотя от Пармас можно ожидать более изящного юмора и меньше поднадоевших шуток с участием крепкого алкоголя, фильм смотрится на одном дыхании. Вот она, правильная комедия: тема довольно болезненная, а наблюдать за метаморфозами героев интересно и смешно.

Как Анна Михалкова переживала развод в комедии — призёре «Кинотавра»
© RT на русском