Войти в почту

«Фотопарад в Угличе»: финалисты номинации «Это Кавказ»

В Угличе завершился XIII Международный фестиваль фотографии, собравший профессионалов и любителей в области фотоискусства и фотожурналистики. Пока участники форума слушали лекции, учились на мастер-классах и ходили по выставкам лучших фотографов 2018 года, жюри оценило работы, присланные на фотоконкурс «Точка на карте — 2019». Отдельной номинацией на нем традиционно заявлен «Это Кавказ» — фотосерии и отдельные снимки, рассказывающие о жизни людей, природе, культуре и традициях Северного Кавказа. Первое место жюри присудило одиночной работе Владимира Севриновского «Мотоциклистки острова Чечень, Дагестан». «Мотоциклистки острова Чечень» Владимир Севриновский из Москвы — кандидат экономических наук, журналист, телепродюсер, автор книги «Календарь праздников и обрядов Дагестана» и постоянный автор «Это Кавказ». О Дагестане он знает лучше самих дагестанцев, что и доказывал неоднократно своими материалами. На фотопарад в Углич он представил серию из дагестанского села Гимры и несколько одиночных фотографий. «Мотоциклистки» сделаны весной этого года, во время паузы на съемках фильма об острове Чечень. Остров административно относится к Махачкале, хотя расположен в Каспийском море в ста километрах севернее дагестанской столицы. По преданию, раньше здесь жили пираты, сподвижники Емельяна Пугачева, потом старообрядцы. В советское время процветал рыболовецкий колхоз «Память Чапаева», здесь же находилась испытательная база экранопланов. Сейчас на острове живут рыбаки. Швейцарские кинематографисты несколько лет снимают фильм об их жизни, Владимир выступает в роли продюсера и звукооператора. — Я несколько раз был на этом острове, и он всегда вызывает во мне фотографический восторг. Девочки на этой фотографии — дочери местных рыбаков Алина и Ксюша, я знаю и их, и их родителей. Они в самом деле ездят по острову на мотоцикле, машин там почти нет, — рассказывает автор снимка-победителя. — Как сделать портрет, который понравится жюри всероссийского конкурса? Любить людей, которых снимаешь, и много работать. «Горец. Там, где земля становится небом» Второе и третье места жюри решило не присуждать, но, по словам организаторов конкурса, в финал прошли еще две работы. Одна из них — документальный проект Андрея Смольникова «Горец. Там, где земля становится небом». Андрей Смольников из Ставрополя — член Союза фотохудожников России, бывший военный, десантник, награжден Орденом мужества. Снимать мечтал еще в детстве, но серьезно увлекся фотографией только на пенсии. Сначала снимал пейзажи, теперь делает жанровые фотографии, рассказывающие о жизни на Северном Кавказе. Проект о горце стал его первой работой о людях. — В этой истории вообще много удивительного и даже мистического. Весной 2019 года я поехал в Ингушетию, хотел поснимать башни. На обратном пути мой проводник по Джейрахскому району завернул в сельское поселение Пялинг, и там я познакомился с Исрапилом Чаниевым. Он с сыном пахал землю, я попросил разрешение сфотографировать их. Сделал несколько снимков, и мы уехали. Но Пялинг меня не отпускал, я постоянно думал о нем и мечтал вернуться. Через три месяца я привез туда распечатанные снимки и стал снимать еще. Исрапил — удивительный человек, невероятно добрый, он многое пережил — депортацию, осетино-ингушский конфликт, 30 лет назад вернулся с равнины в горы, в свое родовое село, стал возрождать это место. Его дети — у него четыре сына и четыре дочери — приезжали к нему помогать. Я познакомился с этой семьей, мы много беседовали с Исрапилом, кое-что из его рассказов даже его дети услышали впервые. Вся его жизнь была — труд и молитва. Именно это и показано в моем проекте. На прощанье Исрапил подарил мне старые карманные часы на цепочке и свой посох, сделанный из священного дерева. Я много думал, как завершить эту серию, планировал приехать, снять Исрапила с внуком. И вдруг узнал, что Исрапил умер. Я привез его детям фотоальбом со снимками, которые сделал в Пялинге, для них он много значит. А серия завершилась фотографией внука, правда, без дедушки Исрапила. Фотопроект о горце и случайный снимок, на котором Исрапил с сыном Хамзатом пашут землю, стал лауреатом многих конкурсов, в том числе международных. А Андрей Смольников стал делать портреты. — Я много снимаю стариков — черкесских, карачаевских, ингушских, ставропольских. У меня есть серия о ветеранах «Я расскажу вам про войну», сейчас работаю над проектом «Старейшины аула Бесленей». Так получается, что я не могу просто снимать, я общаюсь с этими людьми, расспрашиваю про жизнь, потом мы начинаем дружить, я всем дарю их портреты. Это не работа и не хобби, просто я этим живу. «Скачки на празднике первой борозды в селении Балхар» Еще один финалист — фотография Владимира Севриновского «Скачки на празднике первой борозды в селении Балхар, Дагестан». — Этот снимок был сделан в начале апреля. Я постоянно бываю в Балхаре — делал материал о селе, оно известно своими гончарами, теперь регулярно вожу сюда иностранных туристов. А на праздник первой борозды в этом году попал случайно — выдался свободный день, и поехал. Как назло, организаторы оказались пунктуальными, и на саму вспашку борозды мы опоздали. Но я знал, что на этом праздник не кончится, будут еще спортивные состязания. Я уже видел, как они проводятся, так что заранее наметил точку, с которой будут видны и всадники, и зрители, и горы на заднем плане. А с небом просто повезло. Я выстрелил серию снимков, и из восьми только один оказался удачным — ноги у всех лошадей выглядят красиво. Можно сказать, что этот кадр — результат хорошей подготовки и удачи. По словам фотографа, чтобы получить хорошие снимки, нужно побольше узнать об объекте съемки: — Когда я впервые попал в Балхар на день первой борозды, мне показалось, он похож на советский праздник: дети бегут, словно сдавая нормы ГТО, их встречают ветераны на трибуне. Но потом я почитал работы этнографов, понял, какие древние корни у этого праздника, какая символика, познакомился ближе с людьми, и тогда мне открылась совсем другая красота. Всего на кавказскую номинацию конкурса было представлено 62 одиночные фотографии и 11 документальных проектов, снятых в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии авторами из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Майкопа, Ставрополя, Невинномысска.

«Фотопарад в Угличе»: финалисты номинации «Это Кавказ»
© «Это Кавказ»