Россияне увидят картину Боттичелли "Мадонна делла Лоджиа"
Показ картины во Владивостоке и в Санкт-Петербурге при поддержке Сбербанка станет центральным событием культурной программы V Восточного экономического форума и VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Выставочный проект, проходящий под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организован Галереями Уффици, Приморской государственной картинной галерей во Владивостоке и Государственным Эрмитажем совместно с компанией "МондоМостре"и при содействии фонда Росконгресс. Благодаря инициативе Генерального партнера – ПАО Сбербанк – доступ к шедевру Боттичелли получат также незрячие и слабовидящие люди: вместе с оригинальным полотном будет выставлена тактильная копия картины и предоставлен специальный аудиогид. По словам Посла Италии в Москве Паскуале Терраччиано, "выставка "Мадонны делла Лоджиа" Сандро Боттичелли по случаю первого участия Италии в Восточном экономическом форуме во Владивостоке – редкая возможность показать великолепное произведение итальянского Возрождения в Дальневосточном регионе. Картина будет показана сначала в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке, а затем, начиная с ноября, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, совершив волнующее путешествие по всей территории страны. Тем самым речь идет об уникальном событии, имеющем важное символическое значение и отвечающем нашим намерениям распространять итальянскую культуру даже в самых отдаленных областях Российской Федерации, делая наше искусство ближе многочисленным любителям Италии по всей стране". Первая выставка в рамках проекта состоится с 3 по 5 сентября 2019 года, когда "Мадонна делла Лоджиа" будет показана в отделении Сбербанка на площадке ВЭФ - в Дальневосточном Федеральном университете. Затем, с 8 сентября по 6 ноября 2019 года, её можно будет увидеть в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Впервые на Дальнем Востоке будет представлена картина из собрания итальянского музея. С 17 ноября "Мадонна делла Лоджиа" будет экспонироваться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия "Мадонны Литта". В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках оба шедевра Леонардо – "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта". "Мадонна Бенуа". Леонардо да Винчи. Фото: yandex.kz "Мадонна делла Лоджиа"– одна из ранних работ Боттичелли. Стоя перед арками лоджии, которая и дала название картине, Мадонна крепко прижимает к себе Младенца, касающегося ее щеки. Художник следует здесь византийскому иконографическому типу, известному как "Богоматерь Гликофилуса" (греч. Glykophilousa – "сладко любящая"или "сладкое лобзание"; в русской традиции чаще "Елеуса"– "Умиление"). И не случайно: это самый эмоциональный и интимный тип изображения Богородицы из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого рода является знаменитая "Владимирская Богоматерь". В ранних работах Сандро, в частности, в картине, о которой идет речь, ощутимо влияние его учителя Фра Филиппо Липпи. Примерно в 1465 году Липпи написал "Мадонну под вуалью", где Мария предстает юной, модно одетой флорентийкой, которая, молитвенно сложив руки, поклоняется Младенцу, толстощекому, как и веселые ангелы, подносящие Иисуса к матери. Связь Боттичелли с учителем не столько формальная, сколько духовная. Его в первую очередь занимает любовное единение двух фигур: ребенок обнимает мать, чьи руки ласково держат его. Уже в этой картине заметно то, что отличает Сандро от учителя и в дальнейшем станет определяющим для его искусства. Во-первых, настроение: у Фра Филиппо Мадонна вне эмоций, у Сандро она, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, мечтательна и задумчива. Во-вторых, более гибкие контуры, бо́льшая плоскостность в трактовке тела Марии – с самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно заметить в передаче складок и нимбов. Гористый пейзаж, введенный как фон в картину Фра Филиппо, сменяется у Боттичелли ритмичными арками галереи. Гармония ритма – еще одно отличительное качество искусства мастера. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая первенство рисунку. Художник использует традиционное сочетание синего и красного в одежде, решая ее локальными пятнами. Икона "Богоматерь Гликофилуса". XIII век. Фото: pinterest.ch Картина, по всей видимости, изначально заключенная в интерьерную раму-табернакль, могла относиться к так называемым "домашним образам"(итал. “colmi da camera”). Но о заказчике именно этого произведения ничего не известно. В Галереи Уффици картина попала в 1784 году из Торговой палаты, а с 1803 по 1905 год она хранилась в Нотариальном архиве Флоренции. Ранние работы Сандро совпадают по времени с усилением власти во Флоренции семьи банкиров Медичи. Окончательное утверждение гегемонии Медичи и распространение меценатства Козимо Старшего и Лоренцо Великолепного исторически совпадают с наивысшим расцветом флорентийской школы. Боттичелли, знаменитый художник этой эпохи, в наши дни превратился в один их символов Возрождения: его жизнь и творчество в полной мере отражают исторические события и пути развития флорентийской культуры и общества от апогея могущества и славы династии Медичи до республики Савонаролы. Как еще раз подчеркнул директор Галерей Уффици Айке Шмидт, "богатство флорентийского семейства Медичи было заложено в начале Кватроченто при основателе рода Джованни ди Аверардо, по прозвищу Биччи (1360 – 1428). Его сын Козимо Старший (1389 – 1464) сумел увеличить и упрочить семейное состояние, создав широкую сеть банковских филиалов и наладив торговые связи, охватившие всю Европу. Такое исключительное материальное благополучие, совпавшее с интересом к искусству и наукам и отношением к денежным средствам как инструменту прогресса и общественного долга, стало одним из главных толчков к зарождению коллекционирования и конкуренции среди меценатов во Флоренции 15-ого века". "Madonna and Child with two Angels". Фра Филиппо Липпи, ок. 1445. Фото: allpainters.ru К выставке подготовлен каталог со статьями Марии Сфрамели, Даниелы Паренти и Татьяны Кустодиевой. ПАО Сбербанк — крупнейший банк в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. Услугами Сбербанка пользуется более 97,8 млн активных клиентов в 21 стране мира. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: около 15 тысяч точек обслуживания. Уделяя большое внимание развитию искусства и сохранению культурных ценностей, Сбербанк ежегодно поддерживает крупнейшие выставочные проекты в России. Среди них – выставки в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Эрмитаже и других музеях, реставрация картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581". За последние годы при содействии банка в музеях страны были представлены такие значимые проекты, как "Искусство сохранять", в рамках которого широкой публике был предоставлен бесплатный доступ на выставки, а также инклюзивная экспозиция "Видеть невидимое", помогающая прикоснуться к шедеврам мировой живописи слабовидящим и незрячим. Делать искусство доступным каждому – одна из важнейших задач культурной политики Сбербанка. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481.