Войти в почту

"Свобода – это главное". "Творческий вечер" Кирилла Серебренникова в Сколкове

Режиссер Кирилл Серебренников после освобождения из-под домашнего ареста сторонится интервью и публичного общения. В минувшую субботу он сделал исключение: приехал в Сколково, где выступил в режиме творческого вечера. У организаторов к собравшимся было три просьбы: выключить мобильные телефоны, выходить только через задние двери и не задавать вопросов, связанных с уголовным делом «Седьмой студии». Первые две просьбы сам режиссер тут же дезавуировал: включайте мобильники и ходите где хотите. – Эффективность управления – не в вертикали власти, а в горизонтальных связях, – отвечал Серебренников на вопросы об управлении «Гоголь-центром». – Театр не должен парализовывать волю, формировать равнодушие и пофигизм. Я был во многих театрах, где у худрука стоит Т-образный стол, как у директора завода. Я поработал в большом государственном МХТ у Табакова, увидел плюсы и недостатки и понял, что хочу иначе. Прежде всего я захотел убрать понятие «закулисье». Во Франции есть «Театр Солнца» Мнушкиной, он весь прозрачный. Артисты и директор театра в антракте наливают зрителям суп. Это интересно, правильно и демократично. Мы у меня сделали круглый стол. У нас один буфет для актеров и зрителей. Актеры после спектакля должны встречаться со зрителями, а не уходить темными переулками. Наш центр открыт с 12 и до последнего посетителя. Открытые двери – это не страшно. Меня спрашивают: «А вдруг бомжи придут?» Ну пусть придут. Они что, не люди? Когда речь зашла о дорогих билетах в «Гоголь-центр», Серебренников снова вспомнил об Олеге Табакове: – Табаков – мой учитель в плане менеджмента – начинал утро с информации, сколько процентов билетов продано. У нас шесть премьер за сезон, из них только одна, может быть, полторы дотируется государством. Если театр хочет быть независимым, иметь свое мнение, не быть попрошайкой – он должен быть самообеспечен. Режиссер предстал перед слушателями бизнес-школы расслабленным, открытым и в прекрасном настроении. Признался в любви к партизанщине: «Гоголь-центра» ведь де-юре не существует. Есть ГБУК «МДТ им. Н. В. Гоголя». Нас не существует! Я давно мечтал о партизанских формах театра». «Собеседник» поинтересовался взаимоотношениями режиссера с Системой. Накануне общения в Сколково показали ретроспективу его фильмов, которую венчала картина «Лето» о зарождении питерского рока в 80-е. – В «Лете» сосуществуют два параллельных мира – официальная госсистема и контркультурный андеграунд. Вы тоже в некотором смысле контркультура. Можете провести какие-то параллели с вашими отношениями с госсистемой с учетом того, что с вами случилось? – То, что мы употребляем слово «контркультура», говорит о нездоровой ситуации, которая сейчас возникла. Я не считаю себя контркультурщиком или представителем оппозиции в культуре. Каждый день в наш театр приходят 600 человек. Какое уж тут может быть сравнение с Цоем, который работал в «Камчатке» и записывал песни на отвратительный домашний магнитофон? Если мы считаем, что есть официальная госкультура и ее противоположность, значит, мы не туда завернули. Но посмотрим, что будет дальше. Кстати Что еще сказал Серебренников О свободе: «Никакие жизненные перипетии не могут повлиять на то, что я хочу делать. Свобода, приоритет человеческой личности – это самое главное. Ничего ценнее человека нет. Ценности эти у меня остались. И я только утвердился в мысли, что именно этим в России стоит заниматься. Иначе... Иначе будет совсем плохо». О деньгах: «Моя жизнь так устроена, что как только я начинаю думать о деньгах, они тут же исчезают. Так было много раз. Деньги – сложная и теперь уже пугающая меня субстанция. От слова «деньги» я сразу убегаю в сторону». * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №33-2019 под заголовком «Кирилл Серебренников: Я утвердился в мысли: свобода – это самое главное».

"Свобода – это главное". "Творческий вечер" Кирилла Серебренникова в Сколкове
© ИД "Собеседник"