В Москве проходят читки пьес молодых драматургов. Зачем туда стоит сходить?

Фестиваль молодой драматургии "Любимовка" идет до 7 сентября на новой площадке "8/3" в Москве. В программе — читки 40 пьес, мастер-классы драматургов , Марюса Ивашкявичюса. Кроме того, пройдут встречи с представителями театральных институций — Сашей Дагдейл и Сэмом Притчардом из лондонского Royal Court Theatre и арт-директором центра развития драматургии The Lark Джоном Айзнером из Нью-Йорка. Они расскажут, как найти общий язык с режиссером, как работают независимые театральные организации по всему миру и как пишут авторы из разных стран.

В Москве проходят читки пьес молодых драматургов. Зачем туда стоит сходить?
© ТАСС

Зачем нужен фестиваль?

Видео дня

"Любимовка" — не просто фестиваль читок пьес. Для многих драматургов она становится счастливым билетом в большую игру. Драматург, сценарист и арт-директор фестиваля рассказал, что режиссеры читок часто сами продвигают полюбившиеся им тексты в театры. "Худруки, продюсеры, критики и режиссеры приходят на фестивальные показы в качестве зрителей и загораются пьесами. Есть и те, кто не попадает на сам фестиваль, но читает работы на сайте "Любимовки" и смотрит читки на нашем канале в YouTube. В общем, все это приковывает пристальное внимание театральных деятелей всей страны. Это, конечно, способствует дальнейшей театральной судьбе отобранных нами работ".

Среди пьес, впервые прочитанных на "Любимовке" и ставших хитами только за последнее десятилетие, можно назвать "Наташину мечту" (2008), "(Самый) Легкий способ бросить курить" (2010), "Любовь людей" (2011) или "Кеды" (2012).

Помогает пьесам с театральной судьбой и сама "Любимовка". В 2017 году вместе с "Варочным цехом" фестиваль запустил Brewhouse Stage Prize — грант на постановку в московском театре одной из пьес основной программы смотра. В том же году первую поддержку получила пьеса "С училища" , представленная режиссером Семеном Серзиным. Театр имени Пушкина принял спектакль в репертуар, а пьеса впоследствии была номинирована на премию "Золотая маска" в номинации "Драматургия". В прошлом году похожая судьба сложилась у нашумевшей дебютной пьесы молодого автора из Санкт-Петербурга Ольги Шиляевой. и стали режиссерами читки, а впоследствии и одноименного спектакля, который вошел в репертуар "Театра.doc" и стал событием нескольких фестивалей. Победителя обещают объявить в этом году.

Анна Банасюкевич, театровед, арт-директор фестиваля "Любимовка", эксперт фестиваля "Золотая маска", заведующая литературной частью театра "Практика", отмечает, что с каждым годом экспериментальных текстов становится все больше и больше.

Основной темой все еще остаются личные переживания — что у авторов внутри, их проблемы, опыт, который так или иначе близок многим. Хотя есть и исключения. "Есть пьеса Олжаса Жанайдарова о том, как власть, опирающаяся на силовые структуры, ломает человека, отстаивающего ценности человеческой жизни и прав человека. Есть пьеса Эндже Гиззатовой про женщину в лагерях, такая редкая в российском театральном пространстве попытка осмыслить травматический исторический опыт", — рассказала Банасюкевич.

Переломный момент

На фестивале "Любимовка" новым формам посвящена отдельная программа — Fringe (начинается она 5 сентября, в четверг). Из года в год ее кураторы ищут среди всех пьес, присланных на конкурс, тексты, в которых слышатся предпосылки театра, которого еще нет. Среди участников этого года — лексикологический анализ текста, содержащего глобальный "орущий" материал (, "Я ору!!"), партитура на основе генетического кода (Екатерина Августеняк, "Опус ДНК") и баттл с собственной жизнью (, "Воскресенье/Воскресение").

Куратор программ, режиссер и создатель театра Post считает, что у таких пьес может сложиться необычная и интересная судьба. "Да, это очевидный вызов режиссеру и актерам, но, мне кажется, запрос на новую форму у театра уже существует. Если раньше было невозможно себе представить переговоры о постановке каких-то пьес из нашей Fringe-программы, то сейчас это уже не проблема. Есть прогрессивные театры, которые открыты к этому и которые в этом заинтересованы".

, драматург, сценарист и один из кураторов программы, рассказал о самых необычных форматах, которые были в этом году: "Есть пьеса, в которой возникает совершенно человеческая история из записей на отрывном календаре. Или пьеса Юлии Ионушайте, которая является лирической, но совершенно сдержанной при этом документацией взгляда из окна в провинциальной библиотеке имени Герцена города Киров".

В программу, как правило, попадает пять-шесть пьес, в этом году из 756 пьес в Fringe-программу отобрали семь произведений. Только вот в случае с экспериментами не все так просто. По мнению Родионова, для драматургического сообщества это не только возможность ввести в контекст, сделать привычными сложные экспериментальные тексты и показать их в читке, но и обменяться опытом.

Ознакомиться с полной программой можно на сайте фестиваля. Все мероприятия бесплатные, вход по предварительной регистрации.

Кадрия Садыкова