Войти в почту

Два Пер Гюнта в московском театре имени Вахтангова

«Пер Гюнт» Бутусова — в русле предыдущих его работ. Стихи Тарковского, вплетенные в канву пьесы Ибсена, напоминают о прошлогодней премьере «Человека из Рыбы» в МХТ. Некоторые образы отсылают к «Макбет. Кино» и «Сну об осени» в петербургском театре имени Ленсовета, где Бутусов работал более 20 лет и откуда со скандалом ушел. Декорации заставляют вспомнить «Чайку» в Сатариконе. За основу спектакля, который идет четыре часа с двумя антрактами, взят довольно редкий перевод норвежской пьесы, его не найдешь в интернете. На сцене всего шесть персонажей — хотя в самой пьесе героев, если считать и эпизодических, почти сотня. Эпатажная Сольвейг ходит в шубе и в черных лаковых ботильонах. Жесткая на первый взгляд мать Пер Гюнта постоянно курит на сцене. Тела актеров то покрываются алыми ранами краски, то обрастают грубыми наростами глины — все это в свете софитов, в объективе камеры на сцене, в отражении в зеркалах. Очень много зонгов на французском, английском, немецком, русском, норвежском и лапландском. Когда не хватает слов, песни становятся продолжением текста, объясняет режиссер. Пер Гюнтов на сцене, кстати, сразу два. Первого играет один из любимых молодых актеров Бутусова, Сергей Волков, принятый в труппу театра недавно. Он приехал в Москву из Петербурга вслед за Бутусовым. Зачем понадобилось два Пер Гюнта, объясняет сам Юрий Бутусов. — Человек — это не плоское какое-то существо, в нем есть разное, и их могло бы быть и больше. Он настолько многолик, настолько это большой человек. И возможно, чтобы как-то это подчеркнуть, мне было необходимо иметь двух таких персонажей. Это не связано, конечно, с возрастом, это связано с разными свойствами человека. Он говорит очень важные сегодняшние вещи, о религии, о политике, о смысле человеческого существования. — Какие-то реминисценции к Григу все-таки будут? — Есть парафраз. Тема мамы здесь невероятная. Может, поэтому я оставил пять-шесть человек, потому что мне хотелось сосредоточиться на главном, что там есть. По словам Бутусова, он хотел поставить «Пер Гюнта» — «величайшую пьесу о милосердии и любви» — еще десять лет назад, когда был в театре имени Вахтангова приглашенным режиссером. Театровед Ирина Борисова увидела в получившемся спектакле штрих к обобщенному образу современного человека. Ирина Борисова театровед «Сегодняшний человек, разорванный на части, не чувствует опоры и какой-то среды своего обитания, ищет ее, как бы в объективном плане, а сводится все к поиску внутренней опоры. Драма Ибсена очень мало ставилась раньше, в то время, когда была написана. Она считалась неудачной. Для этого пригласили Грига, который написал чудесную музыку. И музыка пошла на «ура», а драма так и осталась считаться странной. И только сейчас она становится актуальной. Смотрите, и Захаров ее поставил, и я видела студенческий спектакль ГИТИСа — абсолютно разные постановки, но что-то общее в них есть. Отчасти образ самого Пера. Вчера еще, может быть, их было, Пер Гюнтов, вокруг не так много. А сегодня хорошо, если каждый второй, если не чаще». Удивляет афиша — на ней главный герой с заклеенными скотчем глазами и ртом. Худрук театра Римас Туминас на открытии сезона пошутил, что афишу надо бы сменить. В сентябре «Пер Гюнта» сыграют трижды — 7, 8 и 22 сентября. С учетом больших декораций и видеопроекций можно взять хорошие билеты в партере за 3100 рублей.

Два Пер Гюнта в московском театре имени Вахтангова
© BFM.RU