«Кузница русской души». В Иркутске показали спектакль с сибирским оттенком
Говорят, что книги неотделимы от театра, а театр - от книг. Эту истину подтвердили организаторы Международного книжного фестиваля в Иркутске, посвятив часть программы искусству Мельпомены. «Оттепель» в сердцах Студенческая труппа знаменитой школы-студии МХАТ из мастерской Виктора Рыжакова дала на сцене иркутского ТЮЗа два спектакля: «Чуш, или Всё, что осталось после нашей поездки на родину писателя» (по мотивам рассказов Виктора Астафьева) и спектакль-концерт «Оттепель». Оба представления прошли с триумфом. После «Оттепели» зрители десять минут не отпускали актёров со сцены и просто купали их в овациях. Многие, возвращаясь домой, дивились, как эти молодые ребята смогли так заворожить и влюбить в себя зал, заставить зрителей кардинально поменять своё мнение о происходящем на сцене. «Признаться честно, первые десять минут я думала: «Ну, поют старые песни. Посижу, послушаю». А потом вдруг бац – и я уже рыдаю от переполняющих чувств, от остроты момента, ностальгии по прожитому и пронзительно чистых голосов. Песни и стихи все знакомые, но по сердцу бьют до слёз, до мурашек. Что ни произведение, то хит 60-х: «У Чёрного моря», «Подмосковные вечера», «18 лет», «Тополя», «Опустела без тебя земля»... Они понятны и близки каждому», – поделилась иркутянка Екатерина Митрохина. «Стыдно быть несчастливым», – говорят герои спектакля, и ты понимаешь, что «Оттепель» – это не только про 60-е, это и про нас, про то, что счастье внутри каждого, оно здесь и сейчас. Сам режиссёр спектакля, педагог Школы-студии МХАТ Виктор Рыжаков, говорит, что, создавая спектакль, он и актёры пытались разгадать секрет человеческой жизни. «Он называется «Оттепель» не только потому, что мы говорим в нём голосом 60-х -времени, когда закончился тоталитаризм, и люди стали свободнее, искреннее, счастливее. Наш спектакль ещё и обращение к современникам – о том, что нам всем нужна оттепель – в умах, в сердцах, в человеческих отношениях», – отмечает он. На сцене – родные люди Название постановки «Чуш» пишется без мягкого знака, так называется местечко в Сибири - литературный образ из «Царь-рыбы» Виктора Астафьева, в реальности это посёлок Ярцево в Красноярском крае. Марина Дровосекова – актриса театра «Сатирикон», один из режиссёров спектакля, – рассказывает, что у спектакля интересная предыстория. Прежде чем воплотить образы из рассказов Астафьева на сцене, мхатовцы полтора года назад отправились в глубинку Красноярского края, где провели в сорокоградусные морозы 10 дней. «Это была для нас огромная экспедиция! Мы общались с жителями деревень, посёлков, заезжали в какие-то невероятные места: сельские клубы, культурные центры, насыщались рассказами тех людей, которые там живут, которые знали писателя. Спектакль – это не только его тексты (удивительно, как сильно они взволновали 20-летних артистов!), но и наблюдения за настоящими сибиряками. Мы очень рады представлять спектакль именно здесь, в Иркутске. Ведь Сибирь – это кузница русской души», – говорит Марина Дровосекова. И зрители подтверждают: экспедиция не прошла даром: в героях, которые плачут и смеются на сцене, сибиряки узнают себя. «Меня впечатлило, насколько актёры, молодые ребята, вжились в эти образы, они передали даже сибирский говорок. Я за эти полтора часа и насмеялась, и наплакалась: гляжу на сцену, а вижу не актёров, а знакомых, даже родных людей, своих соседей», – рассказала иркутянка Светлана. Ещё один спектакль «Лес», который артисты мастерской Дмитрия Брусникина, представляли прямо на сцене перед дворцом спорта «Труд», приехал в Иркутск прямиком из Эдинбурга, где проходил крупнейший в мире театральный фестиваль. Босые, в простых белых рубашках среди незатейливых деревянных декораций актёры держали внимание зрителей, не произнося ни одного слова. Главным героем спектакля, который поставили по труду философа Владимира Бибихина, – был танец.