Бронепоезд Всеволода Иванова. В белом Омске писатель работал на Колчака

Советский писатель , дважды награждённый орденом Трудового Красного знамени, начинал свою литературную деятельность у белых в армии Колчака. Раньше этот факт его биографии предпочитали не упоминать, зато теперь эта часть его жизни изучена.
Бронепоезд Всеволода Иванова. В белом Омске писатель работал на Колчака
Фото: АиФ-ОмскАиФ-Омск
В областной библиотеке имени А. С. Пушкина состоялась презентация книги «Всеволод Иванов. «Бронепоезд 14-69»: контексты эпохи». В издании представлено классическое произведение советской литературы о Гражданской войне, выполненное в жанрах повести, пьесы и литературного сценария.
Тексты сопровождаются подробными комментариями и аналитическим материалом. Включены в состав подлинные исторические документы, воспоминания, дневниковые записи, письма, выдержки из газет.
Презентовала книгу внучка писателя, старший научный сотрудник института мировой литературы им. А. М. Горького , кандидат филологических наук Елена Папкова. Ей помогали, в числе прочих, и омичи. Это профессор кафедры всеобщей истории, социологии и политологии ОГПУ, доктор исторических наук Анатолий Штырбул и филолог, краевед, директор музея театрального искусства Юлия Зародова.
Омск - один из героев книги
Представим себе ситуацию: ноябрь 1919 года. Пять лет Россия воюет: сначала Первая мировая, потом Гражданская война. Февральскую революцию 1917 года сменил Октябрьский переворот. Власть в центре страны принадлежит большевикам, территорию за Уралом и по окраинам некогда огромной империи контролирует противоборствующая сторона. Но с каждым днём её положение становится всё более шатким. Адмирал Колчак, 11 месяцев возглавлявший белое , бежал из Омска.
К 10-летию революции Всеволод Иванов написал пьесу «Бронепоезд 14-69» на основе своей же одноимённой повести.
В теплушке колчаковских войск, оборудованной под походную типографию, едет на восток молодой корреспондент газеты «Вперёд» Всеволод Иванов, будущий автор знаменитого «Бронепоезда 14-69». Эту повесть он напишет в 1922 году на материале яростной борьбы сибирских партизан с белогвардейцами.
Кутаясь в шинель, под стук колёс Иванов вспоминает события яркой, творческой жизни в Омске, насыщенной знакомствами и дружбой с писателями, поэтами, художниками, артистами - да мало ли кого в то время приютил город. Собирались часто в гостях у , сибирского писателя со странной репутацией. Сейчас таких называют акционистами, а тогда он эпатировал публику своими выходками. В его доме бывала , возлюбленная адмирала . Существует такая байка: однажды верховный правитель России заехал к Сорокину за своей припозднившейся дамой. Его познакомили с Всеволодом Ивановым. Представляя, сказали: это молодой писатель, кстати, переписывающийся с Горьким. Колчак заметил: несомненно, Алексей Максимович талантлив, а затем добавил, что всё равно их всех надо повесить. Правда это или нет, доказать сейчас трудно. Но в переписке с Горьким Всеволод Вячеславович действительно состоял.
«Несомненно, Омск - один из героев этой книги, - сказала Елена Папкова. - В ней всё оказалось максимально связано с вашим городом. Публикуются документы из исторического архива, рукописи, уникальная фотоподборка. Представлен спектр разных взглядов и на произведения, и на эпоху. Эта многомерность оказалась нам на пользу, потому что картина получилась объёмная и неодносторонняя».
Кино и белогвардейцы
Само произведение о броне­поезде, который отбили у белогвардейцев, было весьма по­пулярно в 1920-е годы. К 10-летию революции Художественный театр решился поставить пьесу о событиях того времени, и руководство театра обратилось к писателям - дайте нам материал. В числе прочих были , Константин Тренёв, и Всеволод Иванов. Так родились «Дни Турбиных» на основе уже написанного романа «Белая гвардия». Иванов из своей повести создал пьесу, премьера спектакля состоялась 7 ноября 1927 года.
Экранизацией заинтересовался кинорежиссёр . В 1931 году на экраны выйдет его первый звуковой фильм «Томми». В основе сценария - повесть Иванова. Томми - так зовут английского солдата, ставшего большевиком.
Елена Папкова рассказывает об ещё одной попытке экранизировать повесть. Сценарий для нового фильма она случайно обнаружила в архиве Мосфильма. История эта была печальной. Написал сценарий сам Всеволод Иванов, однако он не понравился худсовету, в который, кстати, входили режиссёры Алов и Наумов, поставившие потом легендарный фильм «Бег». К делу подключили ещё одного сценариста, но с его трактовкой категорически не согласился Всеволод Вячеславович. К апрелю 1963 года ситуация нормализовалась, но в августе умер Иванов. Его вдова выступила категорически против каких-либо съёмок.
Елена Папкова, прочитав сценарий, понимает, что этот текст не совсем то, что написано в повести. Сюжет про крестьянскую армию и бронепоезд остаётся, но список действующих лиц уже иной. Добавлены белые офицеры. Невеста главного персонажа Незеласова Варя читает ему стихи: «Скорбно сдвинут ротик маленький, / Вы молчите, взор потупя. / Не идут вам эти валенки. / И неловки вы в тулупе». Это стихи Георгия Маслова, русского поэта и литературоведа, пушкиниста. Известно, что служил в Егерском батальоне ставки верховного главнокомандующего, затем помощником начальника политотделения Особого отдела управления делами верховного правителя и Совета министров (умер от тифа в 1920 году).
Где же могли увидеться советский писатель Иванов и бело­гвардеец Маслов? Раскручивая эту цепочку, исследователь творчества деда Елена Папкова и установила обстоятельства пребывания его в Омске. Сначала тот был наборщиком в типографии. Позже стал печататься как журналист в различных изданиях белой Сибири. Его редактором в газете «Вперёд» был Василий Янчевецкий (он станет историком по фамилии Ян, а за роман «Чингисхан» ему будет присвоена Сталинская премия). Редакция не имела собственного здания, её разместили в двух вагонах, стоявших на городской ветке. В одном из них помещались передвижная типо­графия, в которой и печаталась газета. По убеждениям Иванов был эсер-интернационалист.
Вот с этой газетой Иванов с женой уезжали на восток, но поезд завернули партизаны. Россию писатель покидать не стремился. Какое-то время поработал в редакции газеты «Советская Сибирь», а после уехал в Петроград. Это был 1921 год. Был членом пролетарской группы писателей, а затем участником объединения «Серапионовы братья». В 1924 году переехал в Москву. С учётом того, кем он был в Омске, судьба Иванова сложилась удачно и успешно.
Самые правдивые - доносы
Искусствовед, главный научный сотрудник музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Ирина Девятьярова сказала, что книга ей понравилась.
«Работа проведена колоссальная, - отметила она. - Я рада, что не всё ещё потеряно в нашем литературоведении. Издание подробное, академическое. Иванов видел, слышал, писал о боях, жизни в белой столице, которая была весьма богата событиями, в том числе литературными, художественными. Вряд ли мы будем спорить, что культура тогда испытывала взлёт».
Директор литмузея им. Ф. М. Достоевского Виктор Вайнерман приветствовал работу исследователей. «Очень яркая команда - сказал он. - Издание представляет собой произведение искусства. И как книга, и как научный труд читается легко и интересно».
Кроме исторического комментария и газет составители сборника пользовались мемуарами тех людей, которые знали Иванова. «Их довольно много, - комментирует Юлия Зародова. - Открывают их... доносы. Они-то и оказались самыми правдивыми в сборнике. Они нам очень помог­ли, потому что некоторые писали об Иванове очень осторожно, чтобы не навредить. Доносы же написал Антон Сорокин. Когда Иванов уехал в Петроград и стал известен, Антон Семёнович писал во все органы, что тот служил в Белой армии!.
Правда, есть в воспоминаниях и такой факт - Иванов для подполья делал фальшивые паспорта. Но подполье в Омске было эсеровским, в заслугу перед большевиками это не поставишь. Завершает издание историческая хроника - одно из самых ценных мест в книге. Автором её стал историк Штырбул. Добавим, что издание подготовлено Институтом мировой литературы при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
18+