Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Владимир Дашкевич: мастер симфонии

И вот 6 сентября концерт состоялся.
Владимир Дашкевич: мастер симфонии
Фото: Ревизор.ruРевизор.ru
Да, конечно же, всеми любим за музыку к фильмам о Шерлоке Холмсе. Это такая же его визитная карточка, как и музыка к "Бумбарашу". Но слушатель, который собирался в Большой зал консерватории, видел афишу, заполненную достаточно плотно, и не только киномузыкой. И даже при такой непростой объявленной программе партер и амфитеатры БЗК были заполнены целиком. В зале можно было увидеть друзей и коллег Владимира Сергеевича, таких, как режиссёр , к спектаклям которого В. Дашкевич написал немало музыкальных композиций. В зале присутствовали и , и , и , концерт также почтили вниманием гранды музыкальной критики. Александр Журбин. Фото: Михаил Левитин.
Существует наблюдение, что как концерт начнётся, так он дальше и пойдёт. Концерт начался с добрых и ироничных слов автора, обозначившего свою главную творческую задачу как борьбу со злом. Так он и продолжался – доброй и ироничной музыкой.
Конечно же, в первую очередь мы знаем В. Дашкевича как автора киномузыки и музыки к театральным постановкам. И речь здесь не о масштабности этих произведений, а о специфической технологии и образной сфере этого музыкального жанра, о создании эмоционального состояния, и в творчестве Дашкевича, независимо от того, пишет ли он оперу, фортепианные пьесы, оркестровую сюиту или симфонию, эти черты проявляются самым ярким образом.
В начале концерта прозвучали две сюиты "" и "Собачье сердце", написанные на материале музыки к фильмам Игоря Масленникова и .
Вообще говоря, симфоническое исполнение киномузыки на концертных площадках в последние годы получило большое распространение – это могут быть и концерты из наиболее ярких фрагментов саундтреков, или "живое" сопровождение кинофильма. Но здесь всё же был особый случай. Во-первых, В. Дашкевич по ощущению музыкального материала абсолютный симфонист, и его партитура очевидным образом отличается от традиционной кинооркестровки, идущей от традиций Голливуда. Во-вторых, само по себе прозрачное оркестровое звучание со сцены БЗК хорошо знакомой музыки, но знакомой в пределах технических возможностей телевизионных динамиков, производит впечатление, близкое к разрыву шаблона. В-третьих, , не связанный кадровым временем, исполнял эту музыку с оркестром кинематографии более свободно, чем она звучит в фонограмме фильма. Он её абсолютно справедливо в этой ситуации трактовал не как киномузыку, а как вполне самостоятельное симфоническое произведение. А оркестр исполнял её с большим удовольствием. Более того, оркестранты после концерта говорили мне, что во время репетиций подпали под личное обаяние классика, и это их настроение отразилось и в концерте. Владимир Дашкевич. Фото: teleprogramma.pro
И, несмотря на то, что за этой музыкой у каждого в памяти стоят кадры из фильмов, обе сюиты не воспринимались как иллюстрация или программные произведения – это был симфонический каскад образов, которые создал мастер стилизации, мастер настроений и мастер эмоций. И, кроме того, в теме из "Собачьего сердца" присутствовала перекличка с образами из оперы В. Дашкевича "Двенадцать" по поэме А. Блока – "Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер ".
Перед исполнением "Чеховской" симфонии автор обратился к публике с просьбой не аплодировать между частями. Как показало время, в этом было некоторое лукавство и даже кокетство. И даже не только потому, что музыка была настолько обаятельна, что трудно было удержаться от аплодисментов, но ещё и потому, что она иной раз сама провоцировала их, как, например, после второй части, галопа – настолько эффектно звучал финал части после соло тубы. Собственно, в этой симфонии ощущались традиции (не в музыке, а во взаимодействии со слушателем) классицистской симфонии, когда этот жанр находился гораздо ближе к слушателю, чем сейчас, и выражать свой восторг аплодисментами не считалось зазорным.
Первая часть, вальс, прозвучал как своеобразная ретроспектива вальса – от Дашкевича, минуя Свиридова и Прокофьева, непосредственно к Глинке. И вальс создавал ощущение, как от старинного чуть коричневатого изображения на дагерротипе.
Такое же настроение возникло и в баркароле в третьей части с совершенно сказочным решением – лиричнейшей репризой после жёсткой кульминации.
А то, что В. Дашкевич - мастер музыкальной формы, ещё раз подтвердил финал симфонии – в него включена партия меццо-сопрано, которую исполнила , фантастически интонируя текст А. П. Чехова из "Дяди Вани", при этом мастерски пользуясь своими вокальными возможностями, тембрально артикулируя текстовые смыслы. Самый финал четвёртой части истаял, завершившись эпизодом a capella.
Второе отделение концерта открылось центральным эпизодом из оперы Владимира Дашкевича "Царь Давид", которая посвящена тем же проблемам, о которых говорил юбиляр в самом начале вечера – об ответственности художника, композитора за добро и зло. Плач об Ерушалаиме на текст по мотивам Псалмов Давида исполнила – артистка и певица, с которой Дашкевича связывает долгая творческая дружба.
Юлий Ким и Владимир Дашкевич исполнили песни из "Бумбараша", а затем прозвучала "Пушкинская" симфония, которая тоже открылась вальсом-символом, вальсом-воспоминанием Фото предоставлено автором статьи.
Во второй части В. Дашкевич в очередной раз со свойственной ему иронией доказал, что для симфонического развития важно качество темы, а вовсе не её "социальный статус", использовав в данном случае тему-заставку "В гостях у сказки", которая совершенно не противоречит ни законам симфонизма, ни образной сфере, заявленной в названии симфонии.
И после лирического романса в третьей части – мелодии "Не покидай меня, весна" из фильма"«Красавец-мужчина", – прозвучал финал симфонии: в исполнении Юлия Кима она завершилась пушкинскими словами из стихотворения "19 октября 1827 года" "Бог помочь вам, друзья мои".
Владимир Дашкевич, как всегда, победил – мастерством, опытом, обаянием.
Спасибо ему за праздник в БЗК!