Довольно простоты. Как устроен спектакль «Мудрец» в театре «У Никитских ворот»
Первой премьерой нового сезона театра «У Никитских ворот» стала комедия «Мудрец» по одной из главных пьес Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В истории о молодом карьеристе Глумове, пробивающемся в высшее общество и презирающем его, режиссер Аркадий Кац видит бессмертный сюжет, актуальный как для XIX века, так и для сегодняшнего дня. Классический спектакль в стремительном исполнении Оригинальное название пьесы Островского в трактовке Аркадия Каца сократилось до одного слова, и это единственное вмешательство в текст. Актеры произносят ровно то, что написал драматург, без сокращений и современной редакции. «Любой спектакль по классической пьесе должен быть классическим. При этом “Мудрец” — очень стремительный спектакль, и способы изложения должны быть всегда современными», — считает он. С пьес Островского, в которых впервые простые люди, говорящие простым языком, столкнулись с обыденными проблемами, начался русский театр. Его идеи были продолжены Константином Станиславским и Михаилом Булгаковым. Одной из них была целостность ансамбля персонажей: ни одного из героев пьесы нельзя рассматривать по отдельности — каждый подчеркивает характер и качества других. Главный герой пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» Егор Глумов, готовый льстить и угождать, чтобы попасть в высшее общество и сделать карьеру, сталкивается с теми, кто готов это все принимать, — важными господами, среди которых богатый барин Нил Федосеич Мамаев. В спектакле Каца его играет Валерий Шейман — народный артист России, лауреат Государственной премии. «Мой герой — человек, который имеет кличку “новейший самоучитель”, человек, который любит учить. Его хлебом не корми — дай прочитать мораль, нотации, наставления. И вот эта его ограниченность и есть суть этого образа. В попытках учить он становится смешным», — говорит актер. Третий по счету «Мудрец» Классический текст из XIX века разыгрывается в неклассических декорациях. На сцене — обыкновенная современная мебель. А по периметру расставлены передвижные рейлы с костюмами из других спектаклей. Это было идеей Аркадия Каца, выступившего в работе над «Мудрецом» не только как режиссер, но и как сценограф. «Я привлек сюда обычный костюмерный цех театра. В этих нарядах существуют тысячи персонажей разных эпох. Я подумал, что это даст отсылку к тому, что пьеса злободневная, что она актуальна и для своего времени, и для сегодняшнего дня. Я считаю, такие декорации придают остроту», — подчеркнул режиссер. Кац готовит спектакль по этой пьесе уже в третий раз. В 1973 году он поставил «На всякого мудреца довольно простоты» в Рижском театре русской драмы, где он долгое время был главным режиссером, а потом — в 2003-м, уже здесь, в театре «У Никитских ворот». «Каждый раз хочется заново взглянуть не только на пьесу, но прежде всего на самого себя. Мы меняемся, все вокруг меняется», — говорит он. Как работали В спектакле заняты Александр Чернявский, Михаил Озорнин, Екатерина Васильева, Юрий Голубцов, Денис Сарайкин и другие артисты. Аркадий Кац считает главной в театре профессию актера, а главной заботой постановщика — верное распределение ролей. «Аркадий Фридрихович задал очень интересную и очень сложную форму существования актера на сцене. Островский — основатель нашего психологического театра, и этот спектакль как раз сочетает в себе удивительно точный реализм и гротеск», — отмечает Валерий Шейман. В следующий раз «Мудреца» можно будет увидеть 29 сентября и 8 октября.