Театральный марафон "Видеть музыку" открылся мюзиклом "Белый клык"
Сама по себе жанровая постановка вопроса сразу задала очень высокую драматургическую планку. Ведь повесть Дж. Лондона - это своего рода эпос, в этот сюжет помещается вся жизнь главного героя, волка по имени Белый клык, в него вписывается огромное количество сюжетных событий и поворотов, а мюзикл, как и опера, жанр драматургически достаточно неповоротливый. Ведь развитие сюжета вполне естественным образом тормозят арии, тем более, что в мюзикле присутствие ярких сольных номеров "прописано" самой спецификой жанра. Конечно же, оперы, в которые вписывалась вся жизнь героя были, достаточно вспомнить хотя бы "Холстомер" В. Кобекина, у которого, кстати, училась А. Беспалова. И, несколько забегая вперёд, хочется отметить жанровое многообразие и стилистическую точность молодого автора, а также композиторскую технику, особенно в сцене камлания, которая написана a capella с шаманскими бубнами с включением во вполне академическую музыкальную ткань элементов горлового пения. В этот же ряд добрых слов в адрес автора можно включить и грамотное использование камерного состава оркестра, типичного для условного "малобюджетного мюзикла" - это один-два пульта струнных, духовики-солисты плюс ритм-секция. Сразу хочу поздравить с блистательной работой оркестр театра, дирижёра – заслуженного артиста России Аркадия Штейнлухта и музыкального руководителя постановки Артура Ераносова. Работа в мюзикле для оркестра – это тяжёлый, утомительный и, я бы сказал, неблагодарный труд, потому что оркестр в мюзикле ещё ближе к функции тапёра, чем в опере или балете, а между тем, эта работа ничуть не легче. С позиций зрителя из зала мюзикл не то, чтобы неоднозначен, но он несколько разношёрстен в части адресности. "Белый клык", в сущности, предназначенный для детей, иногда слишком жёсток в деталях. Безусловно, это диктуется первоисточником, но Джек Лондон писал о жёстком мире и писал не для детей. "Зритель-собачник", конечно же, будет сидеть весь в слезах и соплях, простите за точность формулировки, потому что всё, что касается собачьих повадок, их взаимоотношений с людьми и в стае, сделано с глубоким пониманием предмета. Причём, настолько точно, что начинаешь воспринимаешь движения актёров именно как движения собак и в какой-то момент возникает чувство протеста, сценической неправды, когда пёс начинает чесаться не задней лапой. А непродолжительная сцена, когда Белый Клык стал вожаком в упряжке, по своей мимике и пластике движений сделана просто блистательно (балетмейстер-постановщик Ольга Красных). Драматург Лев Яковлев сделал мюзикл, я бы сказал, по заветам Дж. Пуччини – всё неспешное развитие событий в первом действии есть подготовка к полному драматизма и сопереживания второму акту. Конечно же, никто не виноват, и, как пишут обычно, всякие совпадения случайны, но сцена, в которой Уидон Скотт, роль которого блистательно исполнил Сергей Ермолаев в стилистике безупречного положительного героя, пытается уплыть на Юг, оставив Белого Клыка в Клондайке, напоминает печальный финал "Мадам Баттерфляй". Сценически спектакль решён экономно (режиссёр-постановщик Ольга Фурман, художник-постановщик народный художник Республики Тыва Начын Шалык), но эта экономность предоставляет большие пространственные возможности для действия на нескольких уровнях и планах. Динамика действия, множество характеров – этнических, отображающих эпоху Дикого Запада, мира животных – всё это притягивает внимание зрителя так же, как и разнообразие костюмов (очень странно, но ни в программке, ни на сайте театра мне не удалось найти художника по костюмам). Конечно же, в этом многообразии сценических персонажей были великолепны все артисты театра, что-то зависело от проработанности самого драматургического образа в пьесе, а что-то зависело и от исполнения. Естественно, отрицательный герой – это всегда подарок для исполнителя, своего рода преференция и роль Красавчика Смита, бескомпромиссного негодяя была мастерски исполнена заслуженным артистом России Андреем Матвеевым. Это была и "мюзикловая" вокальная подача, и театральная декламация и пластика, которая чисто рефлекторно притягивала внимание зрителя даже независимо от смысловой нагрузки в каждом конкретном случае. Ольга Красных, помимо постановочной деятельности, выступила также в роли трогательного и обаятельного волчонка, который потом превратился в Белого Клыка (Кирилл Павлов), Мария Мукупа в спектакле сыграла и спела прекрасную волчицу Кичи, мать Белого Клыка, показав контраст характеров свободной сильной волчицы и собаки, подвластной человеку. Овчарку, скрасившую жизнь Белого Клыка (ну конечно же, если есть хэппи энд, то он должен быть у главного героя абсолютно полноценным) Елена Сушко изобразила так, что устоять перед ней не смог бы никто – это было средоточие женственности, кокетства, игры… Был использован весь арсенал женских чар и старый боец растаял. Честно сказать, я ожидал под занавес увидеть на сцене "шесть упитанных щенков", как это было у Джека Лондона. Но и без этого было понятно, что наступил счастливый финал напряжённейшей драматичнейшей истории и зритель может, наконец, расслабиться и наградить всех, кто сделал этот спектакль, благодарными аплодисментами.