Войти в почту

Плохие русские. Кто и зачем прививает миру русофобию с экранов кинотеатров, телевизоров и компьютеров?

Продажа идей Лобовая пропаганда давно ушла в прошлое. Даже рекламу банального йогурта делают исходя из психологического расчета на текущий тренд – забота о здоровье, семье и т.д. То есть покупку йогурта подают не как выгодное приобретение, а как символ: купил именно этот йогурт – показал себя человеком, заботящимся о своем здоровье и о счастье своей семьи. По сути, от продажи продукта современный маркетинг давно перешел к продаже идеи. Думаю, не удивлю вас, если скажу, что сам этот маркетинговый ход взят из военных наработок. Обратимся к истории. Еще древнекитайский философ Сунь Цзы, который жил в VI–V веках до н.э. значительную часть своего «Трактата о военном искусстве» уделил приемам психологического воздействия на противника. Современные разработчики теории информационных войн также отмечают, что самое слабое место солдата – его мозг, ведь все остальное можно закрыть броней. Средства психологического воздействия на противника оттачивались тысячелетиями! Чтобы ослабить моральный дух врага и воодушевить собственные войска использовались религиозные обряды, ритуализированные действия, народный эпос. Вот только один факт из древней истории: спартанцы, следуя предсказанию оракула, попросили афинян предоставить им полководца, который должен был помочь им одержать победу во Второй Мессенской войне. Те решили посмеяться над воинами и отправили к ним хромого школьного учителя Тиртея. Но шутка не удалась: своими героическими песнями Тиртей вдохновил спартанцев, и они легко победили врагов. Массовый телегипноз Сегодняшние методы ведения информационных военных кампаний строятся на тонком психологическом расчете и «массовом гипнозе», цель которого зомбировать некой идеей целые народы. Но принцип остался тем же: именно искусство (или близкие к нему явления) воздействует прямо на подсознание, обходя защиты разума, что позволяет в итоге управлять мыслями и поступками огромных масс людей. Возьмем, к примеру, телешоу. Аудитория самых популярных – таких, как сериал «Доктор Кто» или реалити-шоу «I'm а Celebrity» – составляет более 10 миллионов зрителей только в стране-производителе. В России есть не менее глобальные по охвату телепередачи, например, реалити-шоу «Дом-2», который за 13 лет существования хоть раз видел каждый одиннадцатый россиянин старше четырех лет. И все эти «шоу» были «кальками» с зарубежных образцов «телеискусства». Негативные аспекты появления таких программ в сети телевещания обсуждались не раз. В частности, указывалось на явную аморальность самой идеи реалити-шоу и ее воплощения на практике. И возмущало критиков не только не вписывающееся в рамки этических норм поведение самих участников, но и тот факт, что эти реалити-шоу прививали российскому зрителю чуждые для нашего общества ценности. Русскому народу на протяжении всей его истории была свойственна общинность и взаимовыручка. Широта русского характера, сила духа и жертвенность – отличительные черты нашей нации. Однако подобные реалити-шоу взращивают у своей аудитории прямо противоположные характеристики – эгоизм, стремление идти по головам, предательство доверившегося ради сомнительной чести остаться в телепроекте. С помощью подобного воздействия идет подспудное разрушение ключевых ценностей, исторически присущих нашему обществу, с параллельным внедрением абсолютно чуждых ценностей, характерных для общества потребления. Достаточно вспомнить скандал с одной из популярных блогерш, которая публично заявила, что ребенка, поцарапавшего гвоздем дорогую машину, нужно убить, поскольку он является быдлом, неспособным ценить достижения цивилизованного общества. Самое страшное, что у этой дамы нашлось немало сторонников… Таким образом, «телеискусство» исподволь меняет базовые принципы формирования национального характера, что облегчает специалистам, стоящим за проведением информационных атак, задачу насаждения в мире русофобии. Уровень русофобии Целый пласт сериалов, фильмов, комиксов и видеоигр содержит откровенные выпады против русских как нации, рисуя образ недалекого, но крайне агрессивного человека с алкогольной зависимостью. В частности, множество ставших популярными кинолент американского производства строят конфликт на русском антигерое, либо русские присутствуют в качестве отрицательных героев второго плана: «Дедпул 2», «Красный воробей», «Взрывная блондинка», «Блеск», «Джек Райан: Теория Хаоса», «Солт». В компьютерных играх поддерживается тот же антиобраз. Например, Call of Duty – Modern Warfare 2 предлагает перестрелять пассажиров в российском аэропорту совместно с группой экстремиста Макарова. И все для того, чтобы спровоцировать Россию напасть на Америку. В России этот уровень игры был заблокирован, но на рынки стран, например, ближнего зарубежья игра попала без купюр. И все эти фильмы и игры выходят на фоне массовой истерии в СМИ, которая сопровождает любое значимое событие как жизни нашей страны (выборы, крупные международные мероприятия, как это было с Олимпиадой в Сочи), так и за ее пределами, когда в самых разных событиях «находят русский след». Последствия этих процессов весьма негативны. Растущий уровень русофобии, «благодаря» которой антироссийские действия политиков имеют общественную поддержку в своих странах, что влечет за собой не только попытки ослабить позиции нашей страны на мировой политической арене, но и влияет на национальную самооценку части нашего общества в силу открытости информационного пространства. У россиян, особенно молодых, часто можно наблюдать изменение восприятия собственной национальной принадлежности: от гордости быть русским до стыда за принадлежность к «нации агрессивных алкоголиков». Этим и достигается дестабилизация психологического состояния нашего общества. Способы защиты Конечно, выпады эти направлены не только против России. Процесс изменения образа страны и народа в угоду формирования соответствующего отношения мы ярко можем увидеть и на примере Ближнего Востока. Если вспомнить голливудские фильмы первой половины 20 века, то герой с Востока – это прекрасный восточный принц, загадочный и романтичный. Но проходит совсем небольшое по историческим меркам время, и теперь если представитель Ближнего Востока появляется в кадре, то это – террорист, во мраке ночи ползущий с кинжалом в зубах или собирающий взрывное устройство в облезлом и зловонном ангаре. Еще один крупный в геополитическом плане игрок – Китай – в качестве ответных действий на экспансию чуждых ценностей даже ввел серьезные ограничения на допуск иностранной продукции на свой медиарынок. Во-первых, в кинопрокат Китая может попасть ограниченное количество иностранных кинолент в год. Во-вторых, в фильме обязательно должен сниматься китайский актер в роли положительного героя или часть съемок должна проходить на территории Китая, или как-то иначе должен быть создан положительный образ страны и нации. Для некоторых американских фильмов, чтобы они попали в прокат в Китае, доснимались или переснимались целые эпизоды, чтобы фильм соответствовал китайским требованиям. И выполнял их Голливуд как миленький, не желая потерять огромный китайский рынок. Такому уважению китайцев к собственной стране нам впору позавидовать. Проблему противодействия информационным атакам безусловно нужно решать на государственном уровне, но прежде всего надо понимать, что победить в информационной войне нам поможет здравый смысл каждого россиянина, его критическое отношение к навязываемой извне русофобии и знание родной истории.

Плохие русские. Кто и зачем прививает миру русофобию с экранов кинотеатров, телевизоров и компьютеров?
© Капитал страны