Войти в почту

Helsingin Sanomat (Финляндия): финский художник получил уникальную возможность наблюдать за жизнью российской императорской семьи

Санкт-Петербург — Малоизвестные работы финского художника Альберта Эдельфельта (Albert Edelfelt, 1854-1905), на которых запечатлены дети российской императорской семьи, будут представлены публике в феврале на уникальной выставке Художественного музея Синебрюхова в Хельсинки. Цикл картин художника Альберта Эдельфельта, состоящий из трех работ, на которых запечатлены дети рода Романовых, впервые будет выставляться в Финляндии. Произведения оказались в разных российских и финских коллекциях. В России они в последний раз выставлялись вместе в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. В 2017 году Сани Контула-Вебб (Sani Kontula-Webb) обнаружила в Рыбинском музее-заповеднике работу Эдельфельта «Великие князья Борис и Кирилл Владимировичи в детстве» (Suuriruhtinaat Boris ja Kirill Vladimirovitš lapsina, племянники Александра III, прим. перев.). В 2019 году эта картина впервые окажется в Финляндии. Это первая работа Эдельфельта, в которой он запечатлел детей российской императорской семьи. И именно она послужила импульсом для создания целой выставки. «Когда я нашла эту картину, то подумала, что было бы здорово привезти ее в Финляндию и показать финской аудитории. Я решила сделать выставку, на которой можно было бы увидеть все произведения этого цикла вместе», — говорит Сами Контула-Вебб, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге. (Полотно было перевезено в Рыбинск в 1920-е годы и утратило свое первоначальное название. Сюжет картины под условным названием «Дети» оставался неизвестным в том числе потому, что юные князья были запечатлены на ней в платьях и с длинными кудрявыми волосами в соответствии с модой того времени, прим. перев.) Выставка будет проводиться Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Художественным музеем Синебрюхова. Альберт Эдельфельт стал придворным художником императорской семьи после того, как великий князь Владимир Александрович (младший брат Александра III, прим. перев.) пришел в восторг от его картины «Добрые друзья» (Hyvät ystävät), которая была представлена на выставке Императорской Академии художеств осенью 1881 года. Посмотреть эту публикацию в Instagram "Good Friends (Portrait Of The Artist's Sister, Bertha)" di Albert Edelfelt (1854 – 1905)⠀ #goodfriend #sister #bertha #edelfelt Публикация от Echidna Editing (@echidnaediting) 6 Ноя 2017 в 12:02 PST Незадолго до этого Эдельфельт получил в Санкт-Петербурге титул академика Императорской Академии художеств и встретился с ее президентом, великим князем Владимиром Александровичем. Ранее в том же 1881 году Эдельфельт запечатлел на картине «Добрые друзья» свою 12-летнюю сестру Берту с ее собакой Капи. Владимир захотел, чтобы портрет его сыновей Бориса и Кирилла был выполнен в том же стиле. Заказная картина «Великие князья Борис и Кирилл Владимировичи в детстве» была закончена уже в ноябре-декабре того же года. Чтобы работать над портретом мальчиков, Эдельфельт каждое утро ездил из Санкт-Петербурга в Царское село. Эдельфельт писал своей матери, что подвижные дети не могли усидеть на месте и то и дело брали его инструменты. Kaksi kadonneeksi luultua Albert Edelfeltin teosta nähdään ensi kertaa Suomessa – Maalari sai seurata Romanovien keisariperheen elämää harvinaisen läheltä https://t.co/Qc7yYYJEOU — Helsingin Sanomat (@hsfi) 17 сентября 2019 г. Позже Эдельфельт написал портреты Андрея (1881 год), младшего сына князя Владимира, а также запечатлел детей Александра III, великого князя Михаила и великую княгиню Ксению (1882 год). Посмотреть эту публикацию в Instagram #granddukemikhail #grandduchessxenia #edelfelt Публикация от aka Peter AHMW (@petrusahmw) 25 Май 2019 в 1:29 PDT Все четыре работы можно будет увидеть на выставке «Альберт Эдельфельт и Романовы. Финский художник при русском императорском дворе», которая откроется в ноябре в санкт-петербургском Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, а затем будет проходить в Художественном музее Синебрюхова в Хельсинки. На выставке будут экспонироваться четыре работы маслом, акварели, наброски, письма писателя и фотографии. Будут представлены работы из Атенеума, Эрмитажа, Рыбинского музея-заповедника, Художественного музея Серлакиуса и финских частных коллекций. В Хельсинки также можно будет увидеть считавшуюся утерянной картину «Под березами» (Koivujen alla, 1882). Местонахождение картины удалось установить благодаря тому, что ее польский владелец связался в ноябре с Контулой-Вебб. #Buongiorno d'#arte L’orizzonte è la linea che sottolinea l’infinito. (Victor Hugo) Elioth Gruner 🇦🇺 'Morning Light', 1916@artmajcar @maype7 @calb_calb#Culture #Art #Artwit #Artlovers pic.twitter.com/Pd21yJryKG — Tommaso Baldi (@overlooki) 28 сентября 2018 г. ​Владелец работы случайно увидел в интернете статью, в которой рассказывалось о том, как Контула-Вебб нашла картину Эдельфельта. Он отыскал Контулу-Вебб в интернете и связался с ней. Во время телефонного разговора поляк сообщил, что нашел картину Эдельфельта, свернутую в рулон, на чердаке дома своего покойного родственника. Контула-Вебб не могла поверить своим ушам. «Я была ошеломлена. Честно говоря, сначала я отнеслась к ситуации с недоверием. Это казалось мне настолько невероятным. Владелец тоже был поражен своей находкой», — рассказывает Контула-Вебб. Картина, найденная в плохом состоянии, была отреставрирована в Национальном музее Польши, и польские специалисты подтвердили ее подлинность. До открытия выставки в Художественном музее Синебрюхова картина будет изучена в Финляндии. Эту картину заказала у Эдельфельта супруга Александра III Мария Федоровна. Работа изначально находилась в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, но позже была перевезена в один из императорских дворцов в Польше. В августе Контула-Вебб ездила смотреть картину к польским владельцам в город Лодзь. Она изучила этапы создания работы и попыталась выяснить, как она попала из Санкт-Петербурга в Польшу, а потом и вовсе была обнаружена на чердаке частного дома. В Польше было три императорских резиденции: дворец в Беловеже, дворец в Скреневице и охотничья резиденция в Спале. Императорская семья с удовольствием проводила время в Спале. Сохранилось несколько фотографий, на которых члены императорской семьи и их близкие сидят в тенистой роще. «Я подумала, что „Под березами" могли перенести из Аничкова дворца в Спалу по личной просьбе Марии Федоровны. По своей тематике произведение хорошо подходило для резиденции, находящейся в окружении природы, и отражало проведенное там время», — рассуждает Контула-Вебб. В Санкт-Петербурге произведение «Под березами» выставляться не будет, но выставка работ Эдельфельта все равно будет уникальной для города. «Эта выставка откроет очень интересную страницу общей истории и культуры наших стран. Эдельфельта в России плохо знают, хотя он писал членов императорской семьи и написал портрет Николая II», — говорит Контула-Вебб. Контула-Вебб специализируется на творчестве финских художников, которые писали картины по российской тематике в период существования Великого княжества Финляндского. По ее словам, Эдельфельт получил редкую возможность наблюдать за жизнью императорской семьи. Например, Эдельфельт жил в Гатчине, когда писал портреты детей Александра III. В своих письмах он очень подробно рассказывал об атмосфере во дворце, условиях жизни и особенностях поведения детей. «Император Николай II лично позировал Эдельфельту в Зимнем дворце в 1896 году. Обычно официальные портреты писались по образцу уже существовавших портретов и по фотографиям. То, что Эдельфельту посчастливилось провести время наедине с Николаем — уникальный случай», — отмечает Контула-Вебб. Обнаруженные работы Эдельфельта В 2017 году Рыбинском музее-заповеднике была найдена картина Альберта Эдельфельта, которая известна финнам под названием «Великие князья Кирилл и Борис в детстве, групповой портрет». Произведение числилось в музее города с 1921 года, но в Финляндии об этом не знали. Картина Эдельфельта «Под березами» была найдена в Польше в 2018 году. Ее заказала Эдельфельту супруга Александра III Мария Федоровна.

Helsingin Sanomat (Финляндия): финский художник получил уникальную возможность наблюдать за жизнью российской императорской семьи
© ИноСМИ