У каждого свой "Шанс"
Много лет назад я столкнулась на одном из рязанских театральных фестивалей со спектаклем по прозе Саши Соколова под удивительным названием "Край одинокого козодоя". Он выглядел нетипично: состоял из двух молодых артистов, но построен был по типу моноспектакля – с монологами от лица разных персонажей и перевоплощениями по ходу пьесы. Учитывая специфику прозы Соколова, спектакль по ее мотивам оказался где-то посередине между пьесой абсурда и пьесой-исповедью. Непривычное впечатление сохранилось в памяти. Так я впервые познакомилась с творчеством "Шанса" – а потом надолго потеряла коллектив из виду. Сцена из спектакля "Край одинокого козодоя". За открытыми дверями Второе соприкосновение с этим театром у меня произошло два года назад, в счастливые для коллектива дни: у него появилось свое первое помещение, ставящее театр-студию в ряд с профессиональными коллективами города и области, обладающими собственной сценой. Рязанский Дворец молодежи предоставил молодежному театру-студии помещение, где студийцы оборудовали камерную сцену. Открыли ее для зрителей в октябре 2017 года. "Отпраздновал" театр открытие демонстрацией уже второй редакции культовой пьесы Жана-Поля Сартра "За закрытыми дверями". Во вступительном слове художественный руководитель театра Светлана Рахманина пояснила, что классика Сартра была инсценирована в "Шансе" 8 лет назад, выдержала несколько показов на фестивалях, в том числе и за рубежом, но потом сошла со сцены, которой у театра не было. С появлением таковой стало возможно говорить о репертуаре театра, и история о грехах и воздаянии вернулась. Сценическое воплощение Сартра оказалось зрелищным. Режиссер "дописал" к исходнику четыре действующих лица: пластическую группу, у которой не было слов –исключительно танцевально-пластические этюды. Всё, что они "имели сообщить" зрителям, выражалось мимикой, жестами, позами. У Сартра было трое грешников – Жозеф, Инес и Эстель – и Коридорный, делегат высших сил. "Шанс" вычеркнул Коридорного вместе с репликами, но каждому грешнику придал персонального "демона", который пластикой показывал порочность свежеупокоенных на земле. Я предположила, что главной задачей танцев внутри действия была не столько иллюстративность, сколько "переключение" зрителей с надрывного, богатого эмоциями, но бедного событиями сюжета на яркую визуализацию. Пьеса даже с сокращениями шла почти полтора часа, и это была хорошая находка, удерживающая внимание публики. Режиссёр и актёры оказались гуманнее Сартра: финальной сцены с попытками повторного самоубийства мертвых не было, вместо неё дали героям то, до чего философ не додумался или не захотел – надежду на Спасение. Сквозь "кордебалет" демонов скользила девушка в белом, которая не танцевала, не приближалась к персонажам, но смотрела в зал взглядом Богоматери. Ангел прилетел даже к этим грешникам и дал им понять, что, коль скоро они мучаются, то возможно и раскаяние, и прощение. Вот этой "прощающей" новации люди хлопали так, что отбили ладоши, а после спектакля из зала прозвучали искренние благодарности. Сцена из спектакля "За закрытыми дверями". Когда мы беседовали с худруком "Шанса" Светланой Рахманиной, оказалось, что мое толкование инсценировки Сартра было не тем, которое видел постановщик. – Эти придуманные пластические персонажи – совсем не демоны, а изуродованные, несчастные души, которые освободятся, если настанет раскаяние! – пояснила Светлана Васильевна. – Но герои по ходу пьесы так часто кричат: "Я ни о чем не жалею!" – что души мечутся там вместе с героями, и выхода им тоже нет. Но души "своих" грешников не мучают – наоборот, в финальной сцене, они, обессиленные и измученные, их обнимают и не покидают, вместе этот путь идут. А четвертая душа – это душа жены Гарсена – чистая и любящая, Ангел. Светлана Рахманина отметила, что зрители не всегда "прочитывают" эту авторскую задумку. Но основа критики – в соприкосновении многих разных толкований. Пусть не все понимают, что имел в виду режиссер, но если понимают по-своему, это тоже благо! Значит, спектакль не оставил равнодушным, дал повод размышлениям и спорам!.. Светлана Рахманина. В начале 2019 года Рязанский Выставочный зал приветствовал Год театра в России мини-фестивалем "Театр 21 века" . Молодежный театр-студия "Шанс" вошел в его программу с музыкально-поэтической композицией "А ты меня помнишь?", основанной на сочетании стихов со своими излюбленными пластическими номерами. В композиции соседствовало, казалось бы, несочетаемое: строки классика Марины Цветаевой, "шестидесятников" Иосифа Бродского, Евгения Евтушенко, Юрия Левитанского, Андрея Вознесенского, наших современников Бориса Рыжего, Дмитрия Воденникова и пока еще не прославленных авторов портала "Стихи.ру" на тему отношений мужчины и женщины со страстными пластическими импровизациями. Композицию представляли как отрывок из спектакля, которого еще нет, он в процессе создания и даже не имеет названия. Публика задумку оценила. Молодых артистов дважды вызывали на поклон. На сегодня спектакль уже есть под названием "Точка отсчета", хотя и существенно изменился. Премьера "Точки отсчёта" состоялась в апреле 2019 года на областном фестивале любительских театров "Губернские подмостки", где спектакль стал "Лауреатом 1 степени", а также получил диплом и специальные призы фестиваля "За лучшую хореографию" и за "Лучший актерский ансамбль". А в начале года это был эксперимент, подготовленный специально для фестивального показа и "опробованный" на зрителях. Эксперимент – движущая сила театра "Шанс". Светлане Рахманиной нравится, когда профессионалы отмечают ее любовь к экспериментам и умение труппы претворять в жизнь дерзкие идеи режиссера. Спектакли она предпочитает ставить с формулировкой "по мотивам", дающей больше свободы в интерпретации первоисточника. Спектакль "Точка отсчёта" – премьера на "Губернских подмостках". Своими руками У Молодежного театра-студии "Шанс" нетипичная судьба, которой обусловлены некоторые сложности, пережитые театром за 26 лет. Он начинался как детская театральная студия школы-интерната в пригородном селе Поляны под Рязанью, куда пришла работать педагогом дополнительного образования Светлана Рахманина, по образованию – режиссер, выпускница рязанского филиала Московского государственного института культуры и искусств. Это было в начале 1990-х годов. Светлана Рахманина вспоминает, что, придя на эту должность в детское учреждение, изначально планировала работать всерьез – чтобы воспитанники освоили базовое театральное искусство, а не "два притопа – три прихлопа". В студии велись и ведутся занятия по сценической речи, актерскому мастерству, хореографии, сценическому движению и др. Учащиеся школы-интерната приняли эту "взрослую" установку. Театру дали название "Шанс". – Нам нравилось это слово, короткое и внутренне энергетически понятное детям, – объясняет Светлана Васильевна. – "Шанс" – это всеобъемлющее явление. У каждого человека есть шанс на все, он может его упустить или не упустить, а еще – создать своими руками. Театр-студия "Шанс" во многом создан "своими руками" Светланы Рахманиной. Первые годы для руководителя были непростыми – она долго существовала одна во всех лицах: являлась и хореографом, и режиссером, и реквизитором, и костюмером (наряды шить помогали дети). При этом взяла достаточно высокую планку – премьерный спектакль готовили не о чем-нибудь, а о женах декабристов!.. Но старания себя окупили. Премьера, показанная на небольшой сцене в интернате, понравилась публике, и режиссер и студийцы стали работать дальше, окрыленные первым успехом. 25-летний юбилей театра "Шанс": птенцы гнезда Рахманиной. – Может быть, в обычной школе так бы и не сложилось, но интернат тем и отличается, что работа ведется с утра до вечера: сначала уроки, а потом дополнительное образование, - рассуждает сегодня Светлана Рахманина. – В интернате есть дети "приходящие", а есть – там живущие, и это нам пришлось ко двору, в студию влились те и другие. С начальством всегда все было замечательно, оно очень хорошо к студии относилось, все наши начинания поддерживали, нам не надо было пробиваться через препоны. Когда ребята пришли в студию "Шанс", они были школьниками. Потом подросли, и стало понятно, что не хотят с театром расставаться. Многие продолжали, уже учась и работая в Рязани, ездить в Поляны в театр, и из интерната новые школьники добавлялись. И сейчас в театре есть люди, которые пришли еще в первый состав! Например, Алла Филина. Она вышла замуж за нашего же студийца Андрюшу. Вообще, в нашем театре сложилось одиннадцать семейных пар! Потом Алла и Андрей уехали в Омск, где он служил. Когда через много лет, уже взрослой женщиной и мамой двоих детей, Алла вернулась в Рязань, она снова пришла в любимый театр и сегодня периодически играет в спектаклях. В последней сценической редакции пьесы "Дом Бернарды Альбы" есть и ее роль. Сцена из спектакля "Дом Бернарды Альбы". Поступательный рост театрального коллектива привел к тому, что он разделился на две организации. Ныне есть молодежный театр-студия "Шанс", у которого за плечами солидный багаж постановок, показов и фестивалей. И есть детская студия в интернате, где продолжает работать Светлана Рахманина. Теперь ей уже намного легче: театральная студия пополнилась педагогами-профессионалами, специалистами по сценической речи, сценическому движению и пр. Чтобы не путать, детскую студию назвали "Шанс и Компания"(сокращенно Шанс и Ко, нежно между собой – ШансиК). В ней сохраняется то же ответственное отношение к творческому обучению. Минувшим летом студия выезжала в летний творческий лагерь "Радуга" областного центра эстетического воспитания, так как в лагере в честь Года театра устроили специальную Театральную смену для детских коллективов региона. Сменой Светлана Рахманина очень довольна: ребята из "Шанс и Ко" под руководством педагога Марии Евдокушиной поставили там отчетный спектакль по мотивам сказки Андерсена "Дюймовочка". Из него теперь театр "Шанс" будет делать философский репертуарный спектакль, посвященный великому сказочнику. Сердцем спектакля станет не всем известный факт, что, когда Андерсен умер, ему в руку вложили миниатюрную фигурку Дюймовочки. На перекличке перипетий крошечной девочки и горькой одинокой судьбы ее создателя и будет построено действие. Авторы верят в успех этого эксперимента. Сцена из спектакля "Сказка про девочку в красной шапочке", поставленного силами младшей группы и тоже включенного в репертуар. На фестивальных сценах Интернат, где зародился театр-студия, всячески ее поддерживая, не мог дать "Шансу" главного шанса – выхода на профессиональный уровень, социализации в качестве самостоятельного коллектива. Не шло и речи о том, чтобы сделать школьную сцену сценой театра. Во-первых, интернат – закрытое учебное заведение со своим режимом; во-вторых, сцена в нем крохотная; и в-третьих, немногие зрители будут регулярно ездить в пригород при всей любви к искусству. Отсутствие собственной сцены стало "головной болью" коллектива на долгие годы. Был выход: фестивальные показы. С ростом профессионализма молодежного театра его стали приглашать на всероссийские и даже международные театральные фестивали. В таких форумах непременно надо участвовать для развития театра: с одной стороны, это помогает обратить на себя внимание, а с другой – подпитывает опытом, советами мастеров и неповторимой энергетикой творческой встречи. К сожалению, интернат финансово не мог помогать, и поездки были проблематичны. Светлана Васильевна изыскивала возможности. Какое-то время "Шансу" помогал с поездками Центр творчества Рязанского района. Учреждение выделяло театру небольшие деньги – подспорье для посещения фестивалей. По словам Светланы Рахманиной, в последнее время и этой поддержки театр лишился. Искусство требовало жертв: нередко взрослые работающие артисты "Шанса" отправлялись в фестивальные туры за свой счет. Долгие годы зритель мог видеть работы коллектива только на фестивалях и форумах. Парадокс, но в России театр знали лучше, чем в родном городе. В Рязани артисты "Шанса" выступали на региональных театральных фестивалях "Губернские подмостки" (именно там я и увидела "Край одинокого козодоя") и "Карусель". Спектакль "Шанса" "Дом Бернардо Альбы" завоевал гран-при ежегодного фестиваля детских и молодежных театральных коллективов "Карусель". Теперь у "Шанса" есть сцена в Рязанском дворце молодежи, а сам театр получил статус АНО "Шанс" на базе Дворца. В связи с этим коллектив озабочен составлением постоянно идущего репертуара и распространением информации о своих постановках. Созданы странички в соцсетях "ВКонтакте" и "Инстаграм", а также именно сейчас делается афиша на ближайший театральный сезон. Сцена из спектакля "Сергей Есенин и железное время". За то, что у "Шанса" теперь есть свой маленький, но такой уютный дом, коллектив сердечно благодарен своему давнему другу, директору РДМ Николаю Плетневу. Впрочем, спектакли идут и на большой сцене дворца. Сборы с продажи билетов передаются на развитие театра, что немаловажно для любительского коллектива. Термин "любительский театр" звучит двусмысленно, но в "Шансе" к нему уважительно относятся: – Я везде и всем говорю, что любительский театр – от слова "Любить", а это самое главное в жизни – научиться любить! – горячо доказывает Светлана Рахманина. – Мы для этого в мир приходим и несём это через жизнь. Да, у кого-то порой проскальзывает "снобистское" отношение к любительскому театру: мол, это заведомо "самоделка" и халтура. Встречаются, увы, коллективы, которые не оправдывают доверие зрителей, являя им неглубокие, нечестные, "одноразовые" работы. Но хотелось бы, чтобы люди не стремились обобщать. Один из членов жюри фестиваля "Успех", лауреат "Золотой маски" Владимир Оренов, сказал мудрые слова: "Мало интересно любительский театр передо мной или профессиональный, главное – хороший ли спектакль вижу я. Некоторые спектакли "профессионалов" смотреть невозможно и наоборот, любительские театры потрясают до глубины души". Но вообще-то у "Шанса" уже наработаны уровень и опыт, сравнимые с профессиональным. Поставлено тридцать два спектакля – от полноценных драматических проектов до "малометражных" пластических зарисовок, подготовка которых порой длится дольше, чем больших спектаклей. Сложился круг зрителей, которые не упускали "Шанс" из виду даже без сцены. Наконец, завоеваны дипломы и награды ряда престижных фестивалей. "Шанс" показывал свои постановки не перечислить на скольких фестивалях. В ряде любимых фестивалей театр участвовал не по разу. Это "Успех" в Щелыкове Костромской области, в Доме-музее Островского. Раньше он проходил каждый год, а теперь – раз в два года. Латвийский театральный фестиваль "Pitons". Международный театральный фестиваль им. А.А. Брянцева в Санкт-Петербурге; фестиваль от Российского дома творчества "Черноморские театральные встречи" в Анапе и Новороссийске; калужские "Театральные каникулы". И театральный фестиваль в городе Кольчугино Владимирской области, о котором я узнала от Светланы Рахманиной. Фото с показа "Точки отсчета" в Кольчугине. - В Кольчугине, несмотря на его миниатюрность, бурная театральная жизнь: три театра составляют Ассоциацию Кольчугинских театров, которая известна на фестивалях любительских театров, - рассказала режиссер. – Руководитель одного из этих театров Александр Рыжов, очень инициативный человек, организует фестиваль, у которого нет всероссийского статуса, но в жюри работают подлинные театральные авторитеты. Мы повезли показать им спектакль "Точка отсчета". Эксперты его "разнесли" по-хорошему, но вместе с тем задали ему верный вектор. Это была важная подпитка, я очень люблю конструктивную критику – она помогает осознать, что ты не донес до зрителя, и что надо искать, если хочешь, чтобы тебя услышали. Все обязательно найдется! Спектакль видоизменялся бесчисленное множество раз, переродился до неузнаваемости, и сегодня это уже совсем не то, что вы видели в январе. Заветная мечта "Шанса" – поездка на Международный летний театральный центр "Ольхон", который проводится на одноименном острове на Байкале. Будущим летом собираются подавать заявку на грант на показ там одного из своих спектаклей. Кузница кадров В перспективе Светлана Рахманина собирается все-таки начать бороться за присвоение "Шансу" профессионального статуса. Ведь основной бич любительских театров – то, что они существуют на голом энтузиазме. Актеры играют, а режиссеры ставят спектакли "за идею". Но увы, за идею невозможно купить реквизит, доехать на фестиваль. А у артистов, обладающих, помимо творческого призвания, основной работой, порой банально не хватает времени и сил на участие в постановках, или отпуск не совпадает с поездкой на форум… Был бы профессиональный статус и хоть какое-то финансирование, было бы легче строить и реализовать планы, прямо говорит Рахманина. Правда, многое её смущает. В первую очередь – жизненные обстоятельства актеров: смогут ли они выступать на регулярных началах, не изменится ли внезапно их судьба так, что станет не до театра. И ещё режиссеру мешает та самая гиперответственность, которая когда-то подвигла её сделать настоящую театральную студию вместо школьного кружка. Порой, не скрывает Светлана Васильевна, накатывают сомнения: сможем ли мы, достойны ли звания профессионалов, вдруг ожидания не оправдаются… Она по привычке боится строить творческие планы дальше сезона. На взгляд со стороны, творческие сомнения здесь излишни. Театр "Шанс" давно уже служит своеобразной "кузницей кадров": сюда приходят люди всех возрастов, желающие получить театральные навыки. Мамы приводят детишек-дошкольников. Взрослые люди являются сами: недавно, по словам Рахманиной, пришли две дамы за сорок, очень перспективные. Поэтому и репертуар готовят так, чтобы он был адресован всем поколениям. Зрителей, как правило, полон зал. Новичков, конечно же, не кидают "на амбразуру", сразу в постановки – сначала они проходят курс наук, подобранный сообразно возрасту, развитию, базовым навыкам, физическим способностям. Основная труппа "Шанса" сегодня состоит из 16-17 человек, которые уже несколько лет в составе театра. Самым младшим ребятам порядка 18 лет, а самому взрослому, драматургу Игорю Витренко, 40. Много ребят в молодежной "учебной" труппе с 13 по 16 лет, которая закономерно рассматривается как кадровый резерв "Шанса". Именно с ними будут ставить репертуарный вариант философской сказки о Дюймовочке и старом сказочнике. С молодежью в театре занимается по индивидуальной программе Дмитрий Рахманин, сын Светланы, профессиональный артист, закончивший курс Ярославского Театрального института у прекрасного педагога Александра Сергеевича Кузина. И еще многие "птенцы гнезда Рахманиной" поступили в ведущие театральные вузы страны. Так, по стопам Дмитрия Рахманина в ЯГТИ им. Волкова к Кузину же поступила и учится Анастасия Косичкина. Дарья Дуженкова учится на 3-м курсе в Щукинском училище у Нины Игоревны Дворжецкой. Это же училище заканчивает в этом году Василий Рахманин, ученик Владимира Владимировича Иванова. В московский Институт театрального искусства поступил Александр Карпушин, учится у ведущего актера театра Романа Виктюка Дмитрия Бозина и уже поставил как режиссёр несколько самостоятельных спектаклей со своими однокурсниками для разных площадок Москвы. Летом 2019 года в Санкт-Петербургский институт культуры на специальность режиссера эстрады поступила Светлана Комратова. Наставники из "Шанса" понимают, что поступление в ведущие вузы искусств зависит не только от стараний ребят, но и от стечения обстоятельств, даже от везения, всякий раз переживают за них – но раз за разом "шансовцы" проходят важный порог. Сцена из спектакля "Мы были..." На сакраментальный вопрос о творческих планах Светлана Рахманина ответила, что осенью театр начинает готовить спектакль на фестиваль "Салют Победы", куда они собираются поехать от Рязанской области: патриотическую композицию "Нас не нужно жалеть" на стихи военных поэтов и песни времен Великой Отечественной. Репетиции стартуют в эти дни. Составляется репертуар на ближайший год, рассматриваются "старые" спектакли – возможно ли их возродить с новыми артистами. Совершенно точно к 75-му Дню Великой Победы будет актуален спектакль "Мы были…" о жизни и смерти Януша Корчака. В его основе лежит пьеса Вадима Коростылева "Варшавский набат". К ней добавлены стихи детей-узников Терезинского гетто, дневники Корчака. Премьера этого спектакля состоялась в 2015 году, его в любой момент можно "собрать" и показывать даже в большом зале. Обязательно войдет в репертуар наступающего театрального сезона и новый спектакль с символическим названием "Точка отсчета". А за точкой отсчета должны открыться новые перспективы. Ведь у каждого есть свой шанс! У театра с многозначительным названием – тем более.