Войти в почту

Чтобы вылетела «птичка»: Корреспондент «ВМ» попробовал себя в роли реквизитора

Компьютерные технологии позволяют создать самые захватывающие видео: голову одного персонажа приставить другому, придумать удивительных зверей, набрать виртуальные армии. Корреспондент «Вечерней Москвы» прикоснулся к новейшим разработкам во время очередных телевизионных съемок в старейшем павильоне на улице Шаболовка. Братья Верники пригласили меня как реквизитора и консультанта для работы над крошечной заставкой на одном из известных каналов. По сценарию, они фотографы, снимают в студии всяких симпатичных людей, используя старинную деревянную камеру на массивной треноге. Главную роль исполняет Игорь, асисстента играет Вадим. Решили воспользоваться аппаратурой из моего собрания. После просмотра более чем 200 разных камер, выбор пал на ФКД 18Х24 образца конца 1890-х. Эта камера выпускалась на советских заводах с 1920-х до 1989 года и была основной во всех московских фотоателье. Вспышка приглянулась тоже советская – самая первая электронная, марки ЭВ-1, выпущенная в 1955 году. Внушительных размеров прибор проводами присоединялся к еще более крупному чемодану – там находится батарейка. Но для съемок ее не взяли – уж больно тяжелая. Чтобы облегчить последующий монтаж, мою камеру расположили на ровном светло-зеленом фоне. Он называется хромакей. Студию создали в старинном доме, построенном аж в 1849 году. Там когда-то располагался Варваринский приют. В помещении бывшей столовой натянули огромный зеленый хромакей. Важно, чтобы на нем не оказалось складок: тогда менять фон довольно сложно. Я быстро объясняю Верникам, как правильно держать вспышку, снимать крышку с объектива, чтобы «птичка» вылетела. Игорь и Вадим оказались на редкость послушными учениками и в точности выполняли все инструкции. Я только переживал, как буду «пыхать» аппаратом, которому исполнилось в этом году 64 года: а вдруг не выдержит? — Вы не волнуйтесь, мы все остальное сделаем на компьютере, – сказал оператор Олег Кочубей. – Вспышкой «пыхать» не нужно - мы удачно сымитируем ее освещением. Так что самый главный для всех эффектов – именно зеленый фон. Оператор Эдуард Миловидов рассказал, как из-за этого него не сложилась карьера одной из девушек-телеведущих. — У нее глаза были зеленые. И когда она сидела в студии, а на заднем плане мы монтировали съемку с места событий, ее глаза становились как бы прозрачными и время от времени мерцали, как будто у вампира. Пришлось ей сменить род деятельности, — вспоминает мой собеседник. — Искусство монтажа сегодня достигло небывалых высот. Можно заменить унылое серое небо тревожными грозовыми тучами, взорвать дом, устроить цунами. Благодаря специальным программам можно даже ничего и не снимать — есть огромные библиотеки видеоизображений. Купил любое — и не обязательно ехать на другой конец света. Но создавать подобное видео довольно долго и хлопотно. В свое время Сергей Эйзенштейн своим черно-белым фильмом «Броненосец Потемкин» произвел фурор, когда на экране вдруг возник красный флаг. Для этого умельцы вручную раскрашивали каждый кадрик. Теперь это делается нажатием двух-трех кнопок. Раньше все нужно было снимать и потом частями склеивать, — делится Александра Волынская, монтажер. Но съемки есть съемки. Чтобы сделать простенький сюжет, как братья Верники входят в студию и делают один кадр, пришлось потратить не менее пяти часов и усилий почти 50 человек. Хотя готового материала на 30 секунд. Осветители расставили вокруг моей камеры и героев почти 30 приборов, оператор с видеоинженером работали с девушкой-фокусником, которая наводит резкость. В современных условиях она сидит недалеко от камеры, вооруженная беспроводным пультом управления. Смотрит в небольшой экран, на котором отображается то, что «видит» камера. Нажатием рукоятки она вращает электромотор, который через приводы двигает оправу объектива в нужном направлении. Костюмер сдувает пылинки со смокингов Верников, дежурный гример промакивает капельки пота и подправляет грим, реквизитор и консультант (в данном случае это был я) следят, чтобы актеры не забыли надеть крышку на объектив. Режиссер и его ассистент внимательно бдят. — Комбинированные съемки в кино используются очень часто, — говорит Иван Поморин, оператор с более чем двадцатилетним стажем, директор компании «Поморин И. Ко». — Я часто прибегаю к перспективному совмещению: когда некий предмет снимается на натурном фоне и искусственно вписывается в естественный пейзаж. В сериале «Скорая помощь» мы часто использовали проекцию вместо хромакея. По его словам, для любой компьютерной графики нужна основа. Если у вас ее нет, придется под определенным ракурсом и освещением снимать заготовки. Это потому, что все нарисовать невозможно. — К примеру, когда я работал на фильме «Книга жизни», нарисовать картинки быстро не смогли, и процесс сдачи затянулся. Решили полностью снимать на хромакее, чтобы после компьютерной графикой дополнить недостающее. Всегда проще снять и совместить. Даже голливудские фильмы не рисуют от и до. Для этого используются заготовки. Так что графика — те же комбинированные съемки, но более продвинутые. Раньше, в пленочную эпоху, был отдельный оператор комбинированных съемок, так и с графикой — тут нужен особый подход, — объяснил Иван. Читайте также: Корреспондент «ВМ» посмотрела на столицу с высоты, прокатившись на зиплайне

Чтобы вылетела «птичка»: Корреспондент «ВМ» попробовал себя в роли реквизитора
© Вечерняя Москва