Вячеслав Ковалёв: «Обломов нужен, чтобы человек вспомнил, что он человек»
Фестиваль «Золотая маска» проходил в нашем городе в шестой раз. Новые встречи с любимыми актерами, новые впечатления и яркие эмоции. Просто покорил зрителей лауреат «Золотой маски» актер Вячеслав Ковалев, сыгравший в спектакле «Изгнание» Московского театра имени Владимира Маяковского главную роль. Захотелось поговорить с ним – о театре и о жизни. Пылкая душа Т. Альфонская: На родине Гончарова хочу начать с Обломова, роль которого вы исполняете в спектакле своего театра. Для кого-то он – персонаж скорее отрицательный, для кого-то – олицетворение загадочной русской души. Кто он – ваш Обломов? В. Ковалёв: Мой Обломов – мечтатель, поэтическая душа, страстный, последний пылко влюбленный. Мой Обломов - очень искренний, очень сопереживающий. У моего Обломова не случилась жизнь... Не на ту девушку нарвался. Во всяком случае в нашей интерпретации. Вспомним даосизм. Его последователи все время лежали на солнце и о чем-то думали. Под солнечными лучами было жарко – и они изобрели зонтики. И все человечество обязано этим якобы лентяям. Ведь Обломов не просто тупо сидит-лежит. В нем идет пылкая работа, вулканическая внутренняя деятельность, все бурлит, миры пролетают. Он отделил себя от этого мира, потому что мир суетен. Люди собираются только для того, чтобы обсуждать, у кого повар плохой, кто во что одет. А я, Обломов, чем хуже? Я лежу и никого не трогаю. И потом у него такая связь с Обломовкой... Думаю, он не едет туда не потому, что не может поехать, а потому что понимает – там все развалено к чертовой матери. И он боится увидеть такой свою мечту. Ведь Обломовка выписана как рай земной. И увидев – рая нет! – Обломов не переживет этого. - Зачем такой герой нашей сегодняшней жизни, в которой он вряд ли бы адаптировался? - Просто порассуждаю вслух. Наверное, в наш век информации, век бегущий, век мало заинтересованный человеком и какими-то искренними проявлениями, когда мы постоянно заряжены на какой-то инфоповод (убили, развелись, взорвали, Трамп, апокалипсис!), возникает Обломов. Человек без кожи, который может порадоваться цветку. Причем, он не идиот, он образованный человек, он все понимает про себя. Обломов нужен для того, чтобы человек вспомнил, что он человек, чтобы научился видеть красоту. - Вы обещали рассказать какую-то удивительную историю, связанную с ролью Обломова. - Я не был распределен на эту роль. Спокойно лежал на диване дома, мы с женой как раз купили телевизор, думаю, ну все, приехали, обломовщина начинается. Как-то зашел в книжный магазин, сразу в глаза бросился «Обломов». А я не читал роман, там же шестьсот страниц. В театре уже полгода другой артист роль репетирует. Но решил купить. А рядом стол роман «Дракула» Брэма Стокера. Думаю – и его возьму. Буквально на следующий день ровно в 15.00 (я даже в телефоне это время сфотографировал) звонит режиссер Миндаугас Карбаускис: «Приходи завтра на репетицию». «А как же другой актер?», «Приходи, почитаешь». Я тут же звоню этому актеру, мол, так и так, все чисто, никаких подводных течений (считаю, всегда так надо поступать). Пришел, почитал. Стал играть. Интересно, что у Обломова был такой длиннющий халат, точно такой, как у Дракулы в фильме Копполы. И еще. В первом акте, знаете, как у нас заканчивается день Обломова? Дел куча. Ну, ладно, отложу до завтра, пойду отдохну. А на часах ровно в 15.00. Так что все сошлось. «Без слуха и без голоса» - Вы актер поющий, призы в конкурсах получаете. Увлечение музыкой – из детства, юности, семейных традиций? - Я родился в музыкальной семье. Мама окончила Новосибирскую консерваторию, она музыкальный теоретик, пела в камерном хоре, у нее очень красивый голос - колоратурное сопрано. Сестра окончила консерваторию по классу фортепиано. И они, две такие консерваторки, меня сразу забраковали – нет ни слуха, ни голоса, ни усидчивости. Я же в детстве слушал «Бременских и музыкантов» и «озвучивал». Потом были «Биттлз», «Лед Зеппелин», «Дип Перпл», «Назарет», «Кино», «Аквариум». Я же рос в новосибирском Академгородке, где была некая свободная территория. Виктор Цой к нам приезжал в 1982 году, тогда его вообще никто не знал, и выступал у нас в общежитии университета. Появился первый джаз-клуб «Андеграунд», мама пела там джаз. - А как насчет папы? - Папа работал на космос, занимался тренажерами для космонавтов. Но тоже пел: «Подо мной глубина, пять километров до дна». Когда мама уезжала, к нам в гости приезжалик осмонавты из Звездного. Привозили черную икру и все, что к ней полагалось. Знаете же, что любимый фильм космонавтов «Белое солнце пустыни». Папу звали Аристарх. А в фильме звучит фраза «Аристарх, поговори с таможней». Папа тут расплывался всегда... - И, тем не менее, «без слуха и голоса» вы сначала получили диплом артиста музыкального театра, - Да, и на экзамене пел арию из оперы «Проданная невеста» и народную песню. Потом в новосибирском театре «Глобус» пел в мюзикле «Собор Парижской богоматери» партию Клода. Сейчас в спектакле «Маэстро» пою арию Кавародосси из «Тоски». Мама пришла, послушала и сказала: «Господи, ты запел!». Оперой я долго увлекался, любил Марио дель Монако, меня сразил концерт троих великих певцов - Паваротти, Карерраса и Доминго. Это фантастика1 Да много жанров во мне «сидит». - В том числе Рязанов в «Юноне и Авось» в Театре Алексея Рыбникова. Это же коронная роль Николая Караченцева. Как рисковать? - Да нет никакого риска, я вас умоляю! Я же артист, мне дали роль – я работаю. Пригласили Рыбников и Жанна Рождественская. Отыграл десять спектаклей. Еще была большая история в моей жизни. В молодости в Новосибирске пел с группой «Король и Шут» дуэт «Судьи и Тодда» с Мишаней Горшеневым. Дворец спорта, пять тысяч народу, а у меня несколько номеров в их концерте. А еще я написал рок-оперу о драконах – 21 номер. Увидел картинку – человек летит на драконе, однокурсница написала стихи, и мы целый сюжет из этого вытащили. Где-нибудь пригодится. Карлсон не сыгран! - Зачем из хорошего новосибирского театра артист едет в Москву – за хорошими ролями, за славой, за удачей? - Окончил в театральном два отделения – музкомедии и драмы. Пришел в театр «Глобус», а там показывали спектакль «Убийство Гонзаго» в постановке московского режиссера Бориса Морозова. Посмотрел: «Как хорошо! Хочу сюда». Меня позвали. За десять лет в «Глобусе» сыграл 46 ролей у лучших режиссеров. У Валерия Фокина (а на периферии он ставил только в Новосибирске) сыграл главную роль, уже этого хватило бы. Мне сказали – будешь заслуженным артистом. И я как-то поскучнел. Куда-то же надо дальше развиваться! Конечно, в столице не так-то просто все было начинать заново в таком монументальном театре, как театр Маяковского. - И что нужно было сделать, чтобы выйти на другой профессиональный уровень и получить «Золотую маску»? - Нужно, чтобы в нужном месте в нужно время все сошлось, и надо быть готовым к этому. Ставьте перед собой невыполнимые задачи и выполняйте их. Куда-то - да допрыгните. Надо все время себя мотивировать, не ждать каких-то подарков, а быть в тонусе Если бы мне кто-то сказал, что я получу «Маску» за Бена в «Изгнании», я бы ответил: «Это какой-то бред!». Честно, на премию думал даже не ходить. И за паузу до того, как среди 15 претендентов назвали мою фамилию, прошла целая жизнь. - Как в Вячеславе Ковалеве уживаются такие немыслимые противоположности – Обломов, Малюта Скуратов из фильма «Иван Грозный» и литовский эмигрант? - Ты присваиваешь себе такие качества, каких у тебя может и не быть, и наполняешь их своим миром, пониманием этого мира. Представьте здание, внутри «лежит» алмаз, бриллиант роли, который все хотят достать. И вокруг много-много дверей. И ты толкаешься в одну, другую, третью, бац, бац, пробуешь, тыкаешься. И нагружаешь себя, подсознание, наполняешь мозг. Мозг наелся – оп! И пошла интуиция. Дверь открылась. Через любого героя я могу быть парламентарием с залом. Через него могу сказать, что я на самом деле думаю и чувствую. Я не могу сказать такого в жизни. Только на сцене. - Завтра у вас день рождения. Как мысли по поводу 50-летнего юбилея? (Интервью проходило 7 сентября) - Никаких мыслей. Можно же в 14 лет войска в бой вести, а можно до старости жить никак. Я бодр, свеж, мне максимум 36 лет. Едем дальше. Нынче в театре худрук дал две главные роли. Столько творческих планов! Карлсон не сыгран! Татьяна АЛЬФОНСКАЯ