Там, вдали за рекой своободовцы напали на Павку Корчагина. "Проклятье человечества" и Островский
Как же получилось так, что представители политической партии "Свобода" выступают за закрытие и чуть ли не снос музея про одного из самых пламенных литературных героев, боровшегося за свободу? Наверное, так же, как получилось переименовать улицу имени подпольщика Ивана Кудри в улицу имени сенатора Джона Маккейна — закон о декоммунизации, как говорится в помощь. Но в случае с памятью о парализованном писателе нападки "свободовцев" выглядят особо кощунственно. Сказать, что этот городок пуп земли, можно, но доказательств будет немного. Конечно, некоторые вспомнят, что здесь родилась четвертый Председатель Совета Федерации России, здравствующая и поныне, Валентина Матвиенко. Другие вспомнят, что здесь родился известный ассириолог Айзик Вайман, предложивший дешифровку протошумерской письменности. Но для большинства, не знакомых с клинописью и законодательной деятельностью Валентины Ивановны, главным маркером Шепетовки является Музей Николая Островского. По крайней мере, автор на это очень надеется. Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского был основан в Шепетовке в 1946 году, а в 1974-79 годах возведено трёхэтажное круглое здание музея по индивидуальному проекту архитекторов М. Гусеева и В. Суслова методом народной стройки, идею которой подхватили комсомольцы всего Советского Союза. По представлению ЮНЕСКО в 1989 году музей Островского в Шепетовке занесён в международный каталог «Музеи мира» как уникальный памятник архитектуры. "Трехэтажное здание круглой формы, построенное из камня и металла, покрыто смальтой красного и черного цветов. Художественно-монументальное оформление экспозиции разработал художник А. Гайдамака. В вестибюле представлен бюст Н. Островского работы скульптора В. Корнева. Основная экспозиция развернута на третьем этаже. Экспонаты находятся в черных кубах, закрепленных на рельсах. Над кубами размещены пространственные композиции из различных вещей, соответствующих эпохе и тематике стендов. Представлены фотографии, документы, мемориальные вещи, издания произведений писателя и иллюстрации к ним. Музей расположен на возвышенности, все подступы к нему красиво выложены булыжником, который, кроме оригинального дизайна, к сожалению, создает серьезные неудобства при передвижении людей с ограниченными возможностями. Здесь же, на площади, высится монументальный памятник Н. Островскому". Сейчас, соответственно историческому моменту, на сайте музея — информация о погибших участниках АТО со стороны Украины. А еще — выставка "Символ твоей свободы. 100 лет Государственного герба Украины". А еще — вечеринка ко дню святого Валентина и выставка по поводу возвращения украинских моряков — участников инцидента в Керченском проливе. А также, экскурсия к 115-летию со дня рождения писателя (которое, кстати, 29 сентября) с депрессивным названием "Между тенями прошлого". И ни одной ссылки на фильмы "Как закалялась сталь"! А ведь даже сама история экранизации произведения — уже повод охватить весь период советсткого кинематографа на ярких примерах. Один из фильмов был снят в то время, когда немцы стояли под Москвой, и вышел на экраны в 1942 году. Следующий фильм назывался по имени главного героя — "Павел Корчагин", и вышел в 1956 году. А вот в 1973 году была снята, наверное, самая известная в СССР лента по роману, главную роль в которой сыграл Владимир Конкин. Безусловно, лента пропагандистская — она пропагандировала подвиг. Замечательную песню "Там вдали, за рекой" в этой киноверсии, что интересно, исполнял муж превозносимой ныне в Украине ура-патриотки Ады Роговцевой и так ненавидимой на Донбассе за поддержку ультра-правых добровольческих батальонов — Констанин Степанков. Талантливый был, кстати, актер — он еще замечательно сыграл Сидора Ковпака (кто не знает это имя, тот может вообще не читать этот текст). А китайские товарищи в 1999 году произвели 20-серийный (!) фильм "Как закалялась сталь". Безусловно, эта картина претендует не только на просмотр, но и на прослушивание — еврейские граждане в некоторых моментах говорят на чистейшем мандаринском языке, да и остальные лица — весьма активно и удачно старающиеся не быть похожими на китайцев. Вообще, если говорить о личности автора романа "Как закалялась сталь", то надо признать особую ценность его свидетельств как непосредственного участника, так называемых, внутрипартийных конфликтов, особую остроту приобретавших на фоне вооруженной войны на западе России — нынешних украинских землях. И некоторые неприглядные — с точки зрения партийного руководства — факты скрывались в СССР десятки лет. Поэтому, на месте "свободовцев", регулярно посягающих на историческую память, можно было бы использовать свидетельства Островского как оружие против Советской власти. Но, видимо, для "прошитых мозгов" — это сверхусилие. Поэтому музей лучше закрыть, а памятник снести. О сути нападок на культурный объект уже писалось в Украина.Ру, поэтому здесь не стоит останавливаться подробно на этом неприглядном явлении — много чести для его инициаторов. Больше в этой ситуации интересует позиция сотрудников музея и культурной общественности. Которая уже поднаторела в прениях за Кмитовский музей советского искусства и теперь готова доказывать ценность аналогичного объекта, ибо: "Мы говорим Островский — подразумеваем Корчагин. Мы говорим Корчагин — подразумеваем Островский". Поэтому нападки на музей в Шепетовке — это нападки на все то молодое, бескорыстное, самоотверженное, которое искренне хотело построить самое справедливое общество на земле — общество рабочих и крестьян. И в этом безудержном хотении способно было отдать самое дорогое, что у него было — здоровье и жизнь. Способны ли нынешние украинцы отдать память о том поколении реваншистам от национализма — вопрос времени. Которое доказывает то, что ничего не доказывает, но многое позволяет. "… Фашизм безнадежно попытается разгромить нашу страну. И вам, второму поколению комсомола, придется грудь с грудью столкнуться в последнем и решительном бою с этим проклятием человечества…. И когда надо будет взяться за оружие, то вы покроете себя неувядаемой славой и укрепите своими руками красные штандарты в Варшаве и Берлине, там, где мы не смогли их укрепить в 1920-м. Борьба продолжается…. " (письмо Н.Островского от 13 марта 1935 г. к комсомольцам аммиачного завода г. Березники)