45 лет без Василия Шукшина
Биография Шукшина отразила все перипетии советской эпохи. Он родился в 1929 году в алтайском селе Сростки в семье крестьян. В 1933 году Вася потерял отца: колхозник Макар Леонтьевич Шукшин был арестован по 58-й статье как участник "антиколхозного заговора" и расстрелян вместе со своими якобы "подельниками" решением особой тройки. Отца реабилитировали посмертно в 1956 году. На плечи матери Марии Сергеевны легла забота о детях. Вплоть до получения паспорта Вася носил девичью материнскую фамилию Попов. Юный Шукшин сменил много рабочих специальностей: учился в Бийском автомобильном техникуме (не окончил). Трудился в колхозе родных Сростков, был слесарем на предприятиях треста "Союзпроммеханизация", в том числе в Калуге, Владимире и подмосковном Бутове. Отсюда его призвали в армию – точнее, в Военно-Морской флот. Именно в армии Василий начал писать рассказы и показывать их товарищам. После демобилизации сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе и стал учителем русского языка и литературы в Сростинской школе сельской молодёжи. И только в 1954 году отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать сына в поездку, мать продала корову. Со ВГИКа началась стабильная литературная деятельность Василия Шукшина: в 1958 году журнал "Смена" опубликовал его первый рассказ "Двое на телеге". Спустя несколько лет рассказы Шукшина напечатал ведущий советский литературный журнал "Новый мир" (на их основе режиссер Шукшин снял свой первый полный метр "Живёт такой парень"). В том же 1963 году вышла первая книга Василия Макаровича "Сельские жители" в издательстве "Молодая гвардия". Не все, что писал Василий Шукшин, печаталось или превращалось в снятые сценарии. Так, замысел фильма о разинском восстании не был одобрен Госкомкино СССР, и автор переработал его в роман "Я пришёл дать вам волю". Такая же судьба постигла сценарий фильма "Точка кипения". Вомзожно, поэтому литературное наследие Шукшина крупной формы не так уж велико: это романы "Любавины" и "Я пришёл дать вам волю" и повести "А поутру они проснулись", "Точка зрения", "До третьих петухов, или Как Иван-дурак за справкой ходил" и знаменитая "Калина красная". Но активно писались и чаще всего выходили рассказы. Именно по этим лаконичным, емким, афористичным текстам мы сегодня в основном и знаем выдающегося прозаика Василия Шукшина. Василий Шукшин и Лидия Федосеева-Шукшина в фильме "Калина красная" по одноименной повести. Заместитель главного редактора журнала "Нева", писатель и публицист Александр Мелихов, посвятил сегодняшней печальной дате у себя в facebook пост-некролог. В этом высказывании есть такие слова: "Как самый настоящий выходец из самой что ни на есть густой гущи народной Шукшин естественнейшим образом влился в ряды народных заступников, - для этого ему не требовались народнические сказки о каком-то идеальном мужике: он писал о тех, кого хорошо знал и любил. …И в чем его особенно важное новаторство – он видел главную беду своих "чудиков" не в бедности и социальной униженности, …а в том, что душа у них стремится к чему-то высокому, но недостаток образования превращает их из творцов в чудаков. …Невозможность взлететь – вот главная человеческая трагедия, чуть ли не впервые в русской литературе сказал нам Шукшин". Я бы добавила, что новаторство Шукшина выражается и в отточенной форме короткого выразительного рассказа. В советской литературе "малая проза" не особенно приветствовалась, в ходу были в основном романы-эпопеи победительного свойства о преобразовании мира. Именно Василий Шукшин оставил "в наследство" сегодняшней литературе жанр "бытописательского" рассказа с такой естественной, как дыхание, любовью к своим персонажам. Эта линия в русской прозе не прерывается 45 лет без Василия Шукшина и, надеюсь, не прервется.