Войти в почту

"Видеть музыку". От Бриттена к Боккаччо

Значительное место в афише заняли спектакли для детей и молодежи. Более того, даже открылся этот форум мюзиклом по повести Джека Лондона "Белый клык". Весьма яркой оказалась и студенческая программа фестиваля, тоже сориентированная на молодежь разного возраста. Так, студенты Мастерской профессора А. Бармака на Факультете музыкального театра ГИТИС показали не только спектакли "Ах, Оффенбах!" и "Сестра Анжелика" Дж. Пуччини, но выступили и со своей версией не самой легкой оперы Б. Бриттена "Поворот винта". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Казалось бы, Гувернантка из повести Г. Джеймса встает в один ряд с леди Совершенство из "Мери Поппинс" и бесстрашной героиней "Сотворившей чудо". Но если в двух последних сюжетах, в полном соответствии с американской традицией, события, так или иначе, развиваются в позитивном духе, то "Поворот винта" – история, крайне беспросветная и безвыходная. Здесь все строится на движении от саспенса к "хорору", от неизъяснимо таинственного напряжения, пронизывающего все вокруг, к смертоносному ужасу, леденящему душу в финале. Некоторое время назад в той же мастерской была поставлена не менее трагичная опера К. Менотти "Медиум", юный герой которой тоже оказывался в необратимом тупике. В нынешней постановке оперы Бриттена "скелетов в шкафу" не меньше. Среда действия мрачна и бесцветна. Персонажи обитают в каком-то неухоженном саду, среди вороха хрупких сухих ветвей. Образ бесплодия доминирует, а действующими лицами, кроме основных, выступают призраки ранее умерших – лакея Питера Куинта и прежней гувернантки мисс Джессел. Артисты Тарас Бабий и Анастасия Глушкова в этих ролях наполненно и точно живут в сюжете и мастерски исполняют сложные партии вплоть до теноровой колоратуры. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Характеры Майлса (Дмитрий Каракоскин) и Флоры (Софья Цимбал), детей, воспитанием которых должна заняться новая Гувернантка, несут в себе тяжкий трагический надлом, будучи связаны с умершими героями нерасторжимо и бесплодно. Они охотно лгут, упиваются тайнами, упрямо стремятся преодолеть запретные границы между живым и мертвым. Загадочным кажется и то, что Майлс к финалу становится заметно старше. Со сложностями вокальных партий артисты тоже справляются достойно. Сама же Гувернантка Виолетты Васильевой бесстрашно старается связать тайны и страсти сюжета. Но все же смерть Майлса в финале не дает права признать ее "сотворившей чудо", ибо перед нами очередная трагедия педагогической ошибки. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Воспитанники мастерской Александра Петрова в РГИСИ и молодые творческие силы возглавляемого режиссёром театра "Зазеркалье" обратились, наоборот, к старинным раритетам. Спектакль по пьесе О.Погодиной-Кузьминой "Декамерон" объединяет мадригалы Клаудио Монтеверди, музыку Арканджело Корелли и новеллы Дж.Боккаччо. Мода на старинную музыку, разразившаяся в последнее время, мешает большинству фанатов отнестись к ней с юмором. Это доступно лишь молодому поколению, не отягощенному гнетом традиций. Заинтересованный, но беспристрастный взгляд юных артистов на этот материал принципиален в постановке "Декамерон. Десять мадригалов К. Монтеверди, разыгрываемых по новеллам Дж. Боккаччо", предпринятой недавними студентами Мастерской режиссера Александра Петрова на сцене Детского музыкального театра "Зазеркалье" (Санкт-Петербург), которым он руководит. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Посадив зрителей на сцене, спиной к зрительному залу, режиссер и художник Мария Медведева добиваются особой камерности среды. Хоралы Монтеверди, драматичные и виртуозные, в исполнении ансамбля юных певцов тоже звучат камерно, почти интимно. Напряжение снижают и фрагменты манекенов, разбросанные по сцене, а затем вознесенные под колосники. Так снимается пафос трагических обстоятельств венецианской чумы, которой молодежь упрямо противопоставляет свое органическое жизнелюбие, разыгрывая шесть наиболее известных новелл "Декамерона". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Пьеса О. Погодиной-Кузминой, написанная в стихах, при некотором многословии, не слишком тормозит действие в его энергии и остроумии. Каждая новелла спектакля насыщена лукавой иронией и пронизана откровенным эротизмом, для Боккаччо обязательным, но особенно ярко выраженным в поведении юных героев, борющихся за свое право жить и любить, предаваясь страстям безоглядно. Облачены персонажи во вполне исторические костюмы, по гамме и пластике совпадающие с одеждами героев эпохи Возрождения. Молодые актеры творят в нерасторжимом интонационном и стилевом единстве. Возникает специфический "зеленый шум", лишь молодости доступный. Это помогает избежать угнетения трагическими обстоятельствами некоторых новелл, чуть ли не высмеять их эксцентрикой. Так, в истории про убитого возлюбленного ("Горшок с базиликом") героиня хранит в цветочном горшке его отрубленную голову, а сам он слоняется по сцене без головы. Артисты Екатерина Рунцис и Сергей Ваганов упоенно разыгрывают этот эксцентрический парафраз "Соломеи". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" А в истории про юношу, пожертвовавшего любимым соколом, чтобы угостить возлюбленную, не только исчез романтический флер. По-новому зазвучала роль Виоланты. Полина Трещева в интонациях драматической сатиры явила характер эгоистичной, равнодушной и самовлюбленной девицы, не способной оценить чужую жертвенность. Столь же остро воспринимается и горькая судьбина Сокола. В исполнении Семена Фатыхова есть упрек и трогательная растерянность. Начав с "Болтливого постояльца", где молодежь, предаваясь на постоялом дворе вожделенным страстям, остроумно выкручивается перед обманутым простофилей, герои проходят пройдя через более драматичные сюжеты. В частности, "Прекрасный визирь", где оболганная Сибилла — Дарья Нариманова, избежав смерти, сама борется за свою честь. Но, опять-таки, делается это с лукавой усмешкой и пародийностью. А завершается марафон страстей знаменитой историей про "глухонемого" садовника, подвизающегося в женском монастыре не только по основной специальности. Разумеется, все насельницы обители успевают оценить мужские достоинства хитреца Мазетто — Кирилла Корсакова. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Многокрасочная поэма про упрямую любовь к жизни завершается эффектно и победоносно.

"Видеть музыку". От Бриттена к Боккаччо
© Ревизор.ru