Сергей Безруков: Думал, что уйду с головой в театр, но кино меня не отпускает
В Московском Губернском драматическом театре открылся новый, седьмой, сезон. Корреспондент «Вечерки» побывала на сборе труппы МГТ, посмотрела представление и побеседовала с худруком Сергеем Безруковым. — Сезон открывается спектаклем «Энергичные люди» по пьесе Шукшина. Почему такой выбор? — В этом году мы отметили юбилей Шукшина премьерой «Энергичных людей», а 2 октября — день памяти Василия Макаровича, 45 лет назад писателя не стало. 2019-й — год Шукшина. — Сегодня на сцене на капустнике у вас постоянно пили. Вот и вы чего-то накатили из вазы за начало сезона. Что это было? — Чай! Это реквизит спектакля «Энергичные люди», весь капустник был стилизован под этот спектакль. Он как раз о том, что пить вредно (советский спекулянт Кузькин постоянно устраивает у себя дома попойки с друзьями; его жена, устав от пьянок, подает заявление в прокуратуру на всю компанию — прим. «ВМ»). Артисты играют алкоголизм с такой физиологической точностью, что на «Энергичных людях» у нас в антракте в буфете очень мало пьют. — Что бы вы написали в сочинении «Как я провел лето»? — В работе. Снимался в двух фильмах: полный метр и сериал (одна из картин — спортивная драма «Мистер Нокаут» режиссера Артема Михалкова — прим. «ВМ»). На следующий год уже запланированы съемки — и в кино, и в сериалах… Я думал, что уйду с головой в театр, но кино меня не отпускает... Но у меня получается совмещать. Кто-то из худруков совмещать не может. Считают, что это вредит работе в театре. Мне не вредит. Успеваю везде. Это огромная нагрузка, потому что у меня семья, нужно и ей уделять внимание (у артиста трехлетняя дочь Мария и десятимесячный сын Степан от жены, режиссера Анны Матисон — прим. «ВМ»). — Дети не забыли, как папа выглядит? — Говорю же: все успеваю. И, дай бог, буду дальше успевать! — Какие большие премьеры нам ждать в новом сезоне? — Мы готовимся к премьере, которая мне очень дорога. Это спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», который я играл с 1998 года в «Табакерке». Это была одна из первых и любимых моих работ. Но теперь в главной роли — в роли Глумова — Денис Нурулин, выпускник Школы Табакова. Это важно, что в год памяти Олега Павловича мы возродим эту постановку. Я постарался воспроизвести режиссуру Табакова в точности — от костюмов и декораций до мизансцен. Роль Мамаевой будет исполнять Анна Снаткина. Раньше ее играла Марина Зудина. Я думаю, что Марину я приглашу на премьеру. Еще одна премьера — поэтическое кабаре с рабочим названием «Серебряное зеркало». Женщины будут читать женскую поэзию начала XX века. Это интереснейший период, когда женщины боролись за свои права, ярко заявляли о себе в творчестве. Мы помним только Ахматову и Цветаеву. А кто еще? Ведь были и другие. В марте планируется «Мать» Карела Чапека, премьеру готовит режиссер Анна Горушкина. И я приглашаю на главную роль матери мхатовскую актрису Ольгу Михайловну Яковлеву. Может быть, это тоже связано с «Табакеркой» — много лет назад мы играли вместе в спектакле Адольфа Шапиро «Последние»: она играла мою маму, а отцом был Олег Павлович... А в апреле театр приступит к репетициям спектакля «Маскарад» по пьесе Лермонтова. Режиссер — Роландас Аткочюнас из Латвии. Роль Арбенина уже занята! — Его вы будете играть сами. Вы сказали, что долго шли к этой роли, чем она вам так близка? — «Маскарад» — это вечное произведение, актуальное до сих пор. Маски и лицемерие общества в то время и в нынешнее — абсолютно идентичны. Арбенин — зрелый человек с огромным и горьким опытом ошибок, предательств и разочарований, разуверившийся в людях. У героя происходит внутренняя борьба с самим собой: он был рожден «с душой, кипучею, как лава», он был способен на большие свершения, но вынужден забиться и соблюдать законы фальшивого общества, хотя они раздражают его чрезвычайно. За свой проступок он несет чудовищное наказание. Это отсыл к Отелло. Живая, мятущаяся душа в глубоко прогнившем обществе. Человек, которого наказывают за то, что он не такой, как все. Мне давно хотелось сыграть Арбенина. — Во всем мире возрастные актеры переживают, что для них нет ролей. Мне говорили об этом в интервью буквально все, кому «за» — от Елены Яковлевой до Даниэля Ольбрыхского. И действительно — драматурги больше пишут для молодых. — Каждый сезон мы принимаем в труппу молодых артистов. Свежая кровь необходима, чтобы труппа развивалась. Безусловно, есть старики (я про себя, конечно). Но я стараюсь, чтобы были роли и у артистов старшего поколения. Ветеран нашего театра Виктор Шутов, который недавно отпраздновал 80-летний юбилей, играет у нас практически в каждом спектакле. Ведь возраст — это касается каждого из нас. Сейчас мы молоды, снимаемся много. Потом проходит время, уходят роли. Мы все-таки не оперный театр, когда можно играть Ромео в семьдесят. В драматическом театре не так много персонажей, которых можно сыграть в зрелом возрасте. Я подумал и заказал пьесу — специально для актрис нашего старшего поколения — для всех. И сейчас нахожусь в поиске режиссера. — Вы рассказали, что планируете поставить «Капитанскую дочку», которую вы уже показывали в лайт-версии летом, под открытым небом. — Там были очень эффектные битвы, конные набеги пугачевцев, а появятся ли кони у вас на сцене? Мне бы этого очень хотелось, тем более такая возможность (поднять лошадей на сцену) у нас имеется — есть специальный лифт. Мне кажется, Пугачев в спектакле должен быть на коне — это замечательный символ. Впрочем, кони на драматической сцене — далеко не новшество. Был такой спектакль «Похождение» в «Табакерке» по «Мертвым душам» Гоголя, там «птица-тройка» была живая: открывались ворота, и она прекрасно паслась на сцене, поедала сено на заднем плане — три настоящие лошади! СПРАВКА Дарья Завгородняя 17 лет работала корреспондентом «Комсомольской правды», исследуя жизнь во всех проявлениях, а сегодня она спецкор в «Вечерней Москве». Читайте также: Януш Вишневский: Человек, который не читал русскую классику, не может быть образованным