На этой неделе не стало легендарного советского и грузинского композитора Гии Канчели. «Птичка-птичка, птичка-невеличка» – мелодия этой песни узнается буквально с первых нот. Как ни странно, автор «Читы-гвриты» всегда стеснялся своего главного хита. Так получилось, что Гия Канчели писал музыку для «Мимино», до конца не понимая, чего хочет Георгий Данелия. «Позвонил из Москвы и сказал, что везет запись песни, какая мне нужна для фильма «Мимино». И мы пойдем к Гии Канчели домой. Данелия поставил кассету в магнитофон и сказал, что ему нужна такая песня. Запел Рей Чарльз песню Yesterday», – вспоминает актер Вахтанг Кикабидзе. Свою легендарную «Чито-гврито» Канчели писал 72 часа без перерыва. Мелодия пришла лишь на исходе третьих суток. С тех пор ночь – его любимое время. Музыканты, опередившие свое время Новаторы, изменившие мир музыки от классицизма до электроники «Это очень мучительный, очень изнурительный труд. Но самое главное, чтобы сидящие в зале это воспринимали как пришедшее с небес», – признавался Гия Канчели. С ним и друзья согласны: Канчели и его команду как будто сами небеса и благословили. Так и появилось великое трио: Данелия, Габриадзе и Канчели. Данелия материализовал ту самую планету Плюк, придуманную Резо Габриадзе. А Гия Канчели своей музыкой все подытожил и объединил в единую мелодию. Антиутопия с грузинским акцентом. Канчели-музыканта могло и не быть. Ведь после школы он поступил на геологический факультет тбилисского университета. Только проучившись три года, понял – это не его. «Он отправился в первую экспедицию и поднялся в гору. Километра два, наверное, шли. Он устал, а вернувшись, сел и выписал те профессии, где не нужно было ходить. На первом месте была профессия композитор. Маэстро был неравнодушен к джазу, и эти нотки проскальзывают в его произведениях», – говорит режиссер Гоча Капанадзе. Гия Канчели много лет работал вместе с Робертом Стуруа в Тбилисском театре Руставели. Они так подружились, что Стуруа без Канчели работу над текстом не начинал. «Не будь его, все мои спектакли, и вообще я сам тоже был бы иным. Может, не очень плохим, но по крайней мере, думаю, что это был бы совсем другой, не такой значительный театр, каким он был при Гие», – отметил режиссер, народный артист СССР Роберт Стуруа. Канчели много работал над симфониями и камерными произведениями. Классическая музыка Гии Александровича оказалась необходима молодым режиссерам. «Я помню, слушал «Стикс». Я слушал музыку, и шел за музыкой. И эта интонация, скромность, отстраненность мне помогла. Сцены рождались при прослушивании этой музыки. Трагедия рождалась из духа музыки Канчели», – сказал режиссер Резо Гигинеишвили. Родной Тбилиси прощался с Канчели под аплодисменты и под музыку. Под его музыку. Сам композитор не раз говорил: если произведения после смерти автора не забудут хотя бы 50 лет, то это значит, что он что-то сумел оставить.