Первой премьерой в Мастерской Фоменко стала антиутопия «Махагония». При чем тут «московское дело» и соцсети?
Перед началом спектакля «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко звучат объявления, как в аэропорту. Один из актеров играет стюарда. Гаснет свет. Авиакатастрофа. Двое выживших решают основать город Махагония, где разрешено все — за соответствующую плату. Другие герои узнают о нем из рекламных проспектов. В Махагонии оказываются три лесоруба с Аляски. С их приходом начинаются неприятности. Доходит до суда. Причем процесс — прямо-таки пародия на «московское дело». Канвой стала пьеса поэта Ильи Кормильцева, он писал тексты для «Наутилуса Помпилиуса» и «Гражданской обороны». Кормильцев опирался на либретто Брехта, рассказывает режиссер Федор Малышев — выпускник Крымова и Каменьковича. — Вдохновлялся Достоевским, «Бесами», которых я сюда ввел — текст про то, что бог спасовал перед дешевкой. Захожу в Instagram, смотрю — все выкладывают про «московское дело», а на следующий день они какие-то сырники показывают. А потом они выкладывают детей, которые первое слово говорят; это же как-то на психику действует! Люди лишаются таинства — нет даже элементарного общения, гражданской позиции. Это желание людей быть в каком-то формате, не быть собой. Мне страшно. — Современно получилось с учетом того же «московского дела». — «Московское дело» — вообще дискредитация самих себя. А еще мне очень нравятся люди, которые типа: «Ребята! Всем быть на Сахарова тогда-то, но я сейчас в Хорватии, я с вами душой и сердцем». Клоунада. Люди сами не понимают, что они уже не они, а часть какого-то формата, в который их загнало время. Если молодые будут это понимать, что они играют этот спектакль, в этом есть надежда. Стажерская группа театра в течение года искала «махагонские» признаки вокруг себя. В итоге проститутка Дженни поет песни Монеточки, лесоруб Джек начинает подражать манере Юрия Дудя, а лесорубу Джиму предлагают расплатиться за убийство лучшего друга в биткоинах. Персонажи повторяют местный закон «деньги способны творить чудеса». Перед сценой — большой круг, который становится то подмостками для делающих селфи, то стеклянным аквариумом для подсудимого. О спектакле сделали аудиоподкаст — интересная альтернатива традиционным телесюжетам. Что увидели первые зрители? «Мне показалось, что это какой-то сборник из фильма «Шоу Трумана», «Черное зеркало» и богомоловских «Содержанок». Потому что темы поднимаются одни и те же — человеческая нравственность против денег. Но сейчас она приобретает какие-то новые формы. Здесь очень много личного, очень много человека». «Есть отсутствие динамики в спектакле, как бы синусоида идет. Есть хорошие места, которые зрителя, наверное, притянут к себе. А есть те, которые, как кажется, неудачны. Больше музыкальные номера обращают на себя внимание. Много морали. Больше, чем, наверное, надо, на мой взгляд, — слишком прямо». «Спектакль интересный, со смыслом. Настолько увлеченные ребята. У всех такие хорошие, звучащие голоса, что сейчас бывает не так часто. Все настолько органично, уже по деталям иногда не хочется разбирать». Следующие показы намечены на 19 и 31 октября. Билеты лучше брать на дальние места: вокруг сцены расположены семь огромных экранов. На них мелькают силуэты «Москвы-Сити», которая за окном театра. А еще высвечивается табличка «аплодисменты». Правда, зрители хлопают не всегда — не потому, что не нравится, а потому что жутко от происходящего.