Интерактив, шутливая поэма и любовная трагедия. Все о спектакле «Записки Черномора»

В Центре драматургии и режиссуры прошла премьера спектакля для всей семьи «Записки Черномора». Историю главного антагониста поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина на сцену перенес режиссер Вячеслав Игнатов — один из создателей театра «Трикстер» и лауреат премии «Золотая маска». О том, какой этот герой на самом деле и как создавалась постановка — в материале mos.ru. Главное — зрители «Записки Черномора» — это моноспектакль. Черномор — злодей с длинной цветной бородой (актер Сергей Мелконян) — вспоминает свои прошлые преступные деяния, борьбу с Русланом, влюбленность в Людмилу. Для наглядности актер использует театр теней, видеопроекцию с гигантской говорящей головой и огромную передвижную ширму, меняющую сценическое пространство. Декорации создали художники из Германии — Ольга и Елена Бекрицкие. Рассказывать историю актеру помогают зрители. Для детей выйти на сцену — хорошее развлечение: здесь можно переодеться в доспехи, поскакать на мягких плюшевых конях-шарах или порубиться на игрушечных мечах. Иногда выходят и взрослые. Зрителям предлагают превратиться в Людмилу, богатырей — соперников Руслана и других персонажей. «Поэма Пушкина достаточно многолюдна, а у нас моноспектакль. Конечно, Сергей — артист, который может сыграть за всех, но иногда ему все-таки нужны помощники. В процессе репетиций придумывались сцены, где он просто не сможет справиться один. Так и получилось, что это даже больше, чем просто интерактивная постановка», — рассказала Мария Литвинова, продюсер спектакля. Сергей Мелконян — лауреат международных конкурсов, педагог детских театральных студий, ученик Валерия Гаркалина и ведущий актер театра «Лаборатория Дмитрия Крымова» — уже работал с режиссером Вячеславом Игнатовым. Постоянным зрителям Центра драматургии и режиссуры он знаком по другому интерактивному спектаклю — «Школа сна». Еще одна их совместная работа — постановка «Осторожно, эльфы!» в Театре наций. В работе со зрителями, уверен он, нужно быть готовым к любым неожиданностям. «Мы в теории понимаем, как могут отреагировать зрители на то или иное действие, потому что есть опыт таких спектаклей. Но только тогда, когда зрители приходят, становится понятно, проходит ли эта шутка, получается ли такая сцена, где они задействованы. Идеи и импровизации зрителей дают ход спектаклю», — говорит актер. Спектакль рекомендован к просмотру зрителям от восьми лет и старше. Но это не значит, что он только для детей. Ребятам интересен увлекательный сюжет про красавиц, героев, похищения и победу добра над злом, а для взрослых это возможность по-новому посмотреть на давно известную историю. «Привести взрослых в театр на “Руслана и Людмилу” очень тяжело. Это невозможно сделать без детей. Но ведь Пушкин писал для взрослых. Просто дети не считывают подтекста, для них важны чудеса, волшебство. На мой взгляд, в школе неправильно изучают поэму, и поэтому никто не хочет к ней возвращаться. Но на самом деле там бездна юмора, которую мы вскрываем в своем спектакле», — сказал режиссер Вячеслав Игнатов. Портрет эпохи в интерьере. Смотрим «Печальную комедию» театра «АпАРТе» Brusfest: в столице пройдет фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина Злодей с большим сердцем Идея моноспектакля о главном злодее пушкинской поэмы появилась у Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой год назад, когда они вместе со своим театром «Трикстер» ставили уличный спектакль «Руслан и Людмила». Черномор там не появился ни разу. Ситуацию решили исправить, подарив ему возможность выговориться в отдельном спектакле. «О Черноморе у нас сложилось какое-то нехорошее стереотипное мнение, а ведь он сделал все, чтобы Людмила его полюбила. Да, он ее похитил, но по-другому было никак, иначе было бы поздно — она уже замуж выходила. Поэтому он использовал единственную возможность произвести на нее впечатление. Он не хотел брать ее силой, он хотел чувств с ее стороны», — говорит Вячеслав Игнатов. Сергей Мелконян тоже считает, что его персонаж на самом деле хочет любить и быть любимым. «Он трогательный. Все его знают как злодея, а мы его показываем как очень нежного человека, который любит Людмилу по-настоящему. Он ей все свое богатство пытается подарить, но понимает, что она-то его не любит. И в этом беда. И он рассказывает, что в его время были настоящие злодеи, поэтому и герои были настоящие. А сейчас обмельчал народ. И злодеев нет таких великих, как он», — говорит актер. Вячеслав Игнатов подчеркивает: это не новая трактовка образа Черномора, об этом говорил сам Пушкин. Кстати, отступлений от оригинального текста, не считая шуток для зала, в спектакле нет. Он звучит без изменений — разве что в небольшом сокращении. Создатели «Записок Черномора» Режиссер Вячеслав Игнатов и продюсер Мария Литвинова регулярно создают театральные хиты. Оба — выпускники Академии театрального искусства в Санкт-Петербурге. Десять лет проработали в театре «Тень», их спектакль «Эпос о Лиликане», награжденный премией «Золотая маска», идет там до сих пор. 11 лет — с 2005 по 2016 годы — они сотрудничали с театром «Практика». В 2010-м решили создать детский театр «Трикстер», в котором соединяются театр теней и кукольные постановки. Сегодня на счету театра около 26 спектаклей, которые показывают не только на российских, но и на зарубежных сценах. Их спектакли, например, идут в Германии и Англии. «Трикстер» участвовал в проектах Центра Мейерхольда, Театра Наций, в фестивале «Территория». С Boroditsky Dennis Dance Company поставили хореографический спектакль «Части тела». В Пермском театре оперы и балета сделали постановку «Путешествие в страну джамблей» на музыку Петра Поспелова — в 2016-м она получила «Золотую маску». Уже три года «Трикстер» — резидент Центра драматургии и режиссуры. Кроме «Записок Черномора», сейчас там с постоянными аншлагами идет интерактивный спектакль «Школа сна». Зрители становятся учениками выдуманной школы, где из всех наук признают только сон. Им выдают домашние тапочки и ночные рубашки. Вместо зрительного зала — огромная кровать, на которую они могут прилечь. А дальше всех учат спать как следует: академики зевоты и магистры храпа рассказывают, как лучше зевать и какие колыбельные слушать. Еще в Центре драматургии и режиссуры показывают их теневую «Сказку, которая не была написана» и кукольные «Сказки роботов о настоящем человеке». Неприличная поэма «Руслана и Людмилу» А.С. Пушкин написал в 1818–1820-х годах. На создание поэмы его вдохновили русские былины об Илье Муромце и Алеше Поповиче, а также рыцарская поэма итальянского писателя Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Кроме того, он включил в произведение элементы пародии на балладу Василия Жуковского «Двенадцать спящих дев». Правда, впоследствии об этом пожалел. А вот Жуковский был в полном восторге от «Руслана и Людмилы» и даже подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Выходить поэма начала отдельными главами в журнале «Сын Отечества». Критики в один голос говорили, что произведение крайне неприлично и местами даже слишком вульгарно. Однако читателям оно пришлось по вкусу. Опасные связи, Смутное время и Владимир Сорокин. 10 главных театральных премьер осени «Папа», «Крум» и «Иностранка». Что покажет «Современник» в этом сезоне Ближайший показ «Записок Черномора» состоится 3 ноября в 12:00. Спектакль идет на сцене Центра драматургии и режиссуры на Беговой, дом 5.

Интерактив, шутливая поэма и любовная трагедия. Все о спектакле «Записки Черномора»
© Mos.ru