Войти в почту

Игорь Скляр: «Если у человека есть мечта, он найдет способ ее осуществить»

Игорь Скляр: «Если у человека есть мечта, он найдет способ ее осуществить»Лукавый прищур, ослепительная улыбка, голос, который хочется слушать бесконечно. С первого появления на экране Игорь Скляр стал любимцем кинозрителей. Но когда они наблюдают за ним на сцене, то понимают, что именно в театре можно увидеть настоящего Скляра, более блистательного, чем в кино. Питер – Москва После спектакля «С наступающим…», который привёз театр «Современник», зрители долго не отпускали артистов. Снова и снова вызывали их на поклон аплодисментами и не подозревали, что в этот день Скляр проделал путь из Питера в Москву, из Москвы в Нижний, с вокзала – в театр. А потом ещё и согласился дать интервью нашей газете. – Игорь Борисович, как вы выдерживаете такой темп? – Мой город – это Питер, я ему никогда не изменю. В Москве я бываю только наездами. Приехал, отыграл спектакль – и скорее домой. Этот Новый год я встречал в самолёте с пластиковым стаканчиком, в котором было 20 граммов шампанского, потому что 31 декабря вечером играл этот спектакль и как ни стремился попасть домой, вернулся только в два часа ночи. Это жизнь! – Когда в спектакле вы вдруг запели «На недельку, до второго я уеду в Комарово», я удивилась – читала, что вы не любите, когда вас ассоциируют с этой песней. – Вовсе нет! Я никогда такого не говорил. Эта песня – моя молодость. Да, было время, когда её популярность мешала моей театральной и кинокарьере. Но песня есть, её любят и хотят слушать. Мы с её автором Игорем Николаевым выступаем с ней на одной сцене. А в спектакле её решил использовать режиссёр, чтобы показать моего героя как человека из шоу-бизнеса. – Ваш герой в спектакле покупает квартиру в хрущёвке и обустраивает её в стиле 60-х, создавая там мир прошлого. Вы создали бы для себя такой мир? – Ну что вы, у меня нет столько денег. Но свой дом я полностью строил сам, и в нём есть уголки, где я расположил дорогие мне предметы. Например, мандолина дедушки. Иногда я снимаю её, беру в руки и играю. Остались у меня и его старинные часы, они до сих пор идут.– Это тот самый дедушка, что жил на Украине? Сегодня, когда между нашими странами появился барьер, вы там бываете? На ваш взгляд, наши страны смогут примириться? – Это очень сложный вопрос. Россия, Украина, Белоруссия… Я родился в Курске, мой дед с Украины, предки с другой стороны – из Белоруссии. Да во мне столько кровей намешано, что можно долго перечислять! Всегда и везде одни государства создавались, другие исчезали, менялись границы. Не это главное. Я выступал с творческим вечером в Луганске 23 февраля 2015 года. Туда меня привели мои убеждения. И я чувствовал искренность публики, то, что меня рады видеть. Скажу одно: сейчас ни в Киев, ни в Одессу я не поеду. Да и не осталось у меня на Украине родственников. – Где же принимают лучше? – Я не космополит. За 25 лет объездил практически весь мир – от Токио до Калифорнии. Есть страны, в которых я хотел бы побывать только в качестве туриста. Не хочу выступать перед полуэмигрантами в Америке. Зачем? Лучше съездить к своим людям, ближе к дому. – Нижегородцы от вас в восторге! Где-то я читала, что вы служили в армии в Горьком, да ещё и в кавалерийском полку. Но у нас такого, вроде бы, не было… – В Горьком я два месяца служил в артиллерийской разведке, а потом меня перевели в кавалерийский полк под Москвой. А лошадей я люблю, и у меня есть свой конь. Рыжей масти, мерин. Всё, что пишут в интернете, на поверку оказывается неправдой. Сколько я про себя не читал, даже биографию правильно нигде не написали. Поэтому я никогда ничего ни про кого не читаю. А если и читаю, то делю на 16! Особенно то, что пишут про моих друзей. Иначе я бы постоянно звонил им и спрашивал: «Что, правда? Почему? Серьёзно?» Время дилетантизма – «Только в мюзик-холле», «Мы из джаза» – почему сегодня не снимают таких музыкальных фильмов? – Время изменилось. Если бы кто-то хотел, то снял бы. Если у человека есть мечта, он найдёт способ её осуществить. Он найдёт друзей, единомышленников, деньги на проект. Мой друг Евгений Ткачук создал под Петербургом конно-драматический театр «ВелесО» и ставит там уникальные спектакли. Я даже не могу вам рассказать, что это – это надо видеть. – Сейчас у вас в производстве несколько картин, среди которых продолжение фильма «Екатерина. Самозванцы». История – одно из ваших давних и серьёзных увлечений, так насколько правдивы исторические фильмы? – Всегда есть передёрнутые факты. Я их вижу и пытаюсь что-то сделать, задаю вопросы режиссёру: «Старик, понимаешь, вы показываете человека, 18-летним, а ему тут должно быть уже 90!» Но сегодня это считается нормальным и легко укладывается в концепцию фильма. – Но почему так? – Я считаю, что наступило время воинствующего дилетантизма, когда мало кто готов дойти до самой сути, той самой, о которой писал Пастернак. Мало кто что знает на самом деле. Все по верхам информации нахватались и считают, что этого достаточно. А по верхам плавает сами знаете что. И получается, что именно из него пытаются слепить всё. А профессиональных людей становится всё меньше, к сожалению…– Так и в театры приходят те, кто практически ничего не умеет в профессии. – Сейчас везде появились платные актёрские отделения. Я не понимаю, как это – учить актёра за деньги. Но мне говорят: «Ну что ты, ведь бывает, что человек находит своё призвание только к 40 годам» – и приводят примеры великих. Но я этого не приемлю. Когда я поступал, конкурс был тысяча человек на место. Учились только самые талантливые, а не за деньги… – В школах сегодня тоже мало чему учат бесплатно. – Моя школа была очень давно, и я даже примерно не представляю, что сейчас входит в программу. И поколение стало другое. Мой сын не понимает, почему я был дико расстроен, когда меня из-за плохого поведения в школе не приняли первым в пионеры. А принимали в последнюю волну с двоечниками. Он искренне не понимает, в чём проблема. – Как вы отнеслись к тому, что он выбрал карьеру священника? – Он ещё не священник, и не знаю, станет ли. После философского факультета он учился на актёрском отделении в ЛГИТМИКе, который окончили мы с женой. Сейчас служит в Софийском соборе. У него хорошие актёрские данные, но я уважаю его выбор. Театр, кино и музыка – Те, кто видел вас только на киноэкране, поражаются тому, какой вы на сцене. Только вот возможность такая выпадает не всем. Что для вас театр? – Главное в жизни. Без театра актёру трудно называть себя актёром. Часто те, кто мелькает в сериалах, приходят в театр, и оказывается, что на сцене они ничего не умеют. Это совершенно другой жанр, в котором нужно гораздо больше уметь, знать, думать. Иногда спрашивают, не надоедает 25 лет играть одну и ту же роль? Нет, не надоедает! Надоедает тому, кто халтурит. Хороший театр – это добровольное рабство. Мир, в котором все живут одной семьёй. А кино – это другое. Туда ты приходишь сам с собой, со своим языком. Совпадёт ли он с языком остальных, никто не знает. – Что важно для вас в творчестве, кроме кино и театра? – Музыка. Я никогда с ней не расставался. 22 октября вместе с ансамблем Jazz Classic Community мы играем двухчасовую джазовую программу. Есть непонятный мне самому жанр: мы с писателем Евгением Водолазкиным вместе читаем по книге главы его романа «Брисбен». Жизнь не стоит на месте. Нужно пробовать новое. Если тебя в жизни что-то не устраивает, есть другие театры, кино, друзья, надёжные партнёры, которые иногда становятся даже ближе, чем родственники. И есть зал, который всегда разный. Четыреста человек, которых во время спектакля надо организовать в одно чувство. Пусть оно будет длиться всего пять секунд, но оно будет! Главное – помнить, что публика всегда права.

Игорь Скляр: «Если у человека есть мечта, он найдет способ ее осуществить»
© Нижегородская правда