Войти в почту

«Главная моя школа – театр». Фотограф Марина Свинина – о магии искусства

Польский режиссёр Кшиштов Занусси широко улыбается на фоне дома декабриста Волконского, наш земляк драматург Иван Вырыпаев задумчиво смотрит вдаль, народный артист Виталий Венгер хитро прищуривается поверх очков. Всё это – сюжеты портретов, созданных Мариной Свининой – представителем Союзов театральных деятелей и фотохудожников России. Около 60 её работ теперь можно увидеть на выставке в Иркутском музыкальном театре. Экспозиция, которой иркутянка дала лаконичное название «Любовь моя – театр», – своеобразное путешествие во времени: она объединяет снимки, сделанные с 1984-го по 2019 год. Многие портреты, хоть им уже и под 30 лет, зритель увидит здесь впервые. Цветные кадры на чёрно-белой плёнке Удивительно, но, по словам Марины Свининой, ещё лет 10 назад такая выставка вряд ли бы могла получиться. Технологии были ещё не те, но они совершенствуются на глазах и сегодня достигли таких высот, что на плёночном снимке, снятом пару десятков лет назад, зритель может разглядеть самые тонкие тонально-световые нюансы, причудливую игру света и тени, которые и создают особое настроение каждого портрета. Причём большинство из фотографий, которые иркутянка включила в экспозицию, – чёрно-белые. В цвете на выставке представлены в основном репортажные снимки со спектаклей. Создавая некоторые из них, фотограф использовала приём мультиэкспозиции – когда одна фотография объединяет сразу два кадра. Это придаёт этакий эффект движения – кажется, что сцена, застывшая на бумаге, сейчас оживёт: артист будто взмахнёт рукой или внезапно закружится в танце. Кадры очень сочные, пестрят яркими цветами, но каково будет удивление зрителя, если он узнает, что изначально большинство из них фотограф снимала на... чёрно-белую плёнку. «Когда я отсканировала плёнку, разделила каждый кадр на тональности: белые, чёрные и две градации серого. Каждый серый был окрашен в свой цвет, – рассказывает Марина Свинина. – Если бы сканер, которым я пользовалась, был ещё более современным, то и градаций серого было больше. От этого каждая фотография могла заиграть ещё ярче, ещё интереснее». На работу с каждым таким снимком у иркутянки уходило от нескольких дней до недели. Получается, что перед зрителем на выставке – не столько фотографии, сколько картины. Они не просто, как зеркало, отражают реальность какого-то момента, но и показывают, каким автор видит этот мир. Именно поэтому Марина Свинина считает одним из главных инструментов фотографа обработку, когда на снимок можно добавить что-то от себя, сделав его по-настоящему авторским. «Я всегда говорю, что когда мастер начинает осматривать отснятый материал и обрабатывать его, только тогда он встречается со своей фотографией. Можно сказать, что до этого он и не начинал снимать! Когда заявляют, что как снял, так и должен показывать, – это лень, страх и ложь. На плёнке или матрице – исходник, сырой кадр, который нужно довести до идеала, придать ему огранку», – поясняет фотограф. «У меня, как у Бога, все живы» На снимках Марины Свининой - как всегда невероятно выразительный Валерий Золотухин, погружённый в свои размышления Александр Абдулов. «На этих фотографиях, – автор обводит зал рукой, – много людей, которых уже нет на этом свете, а у меня, как у Бога, все живы. Искусство стирает границы времени и пространства, объединяет людей, которые ну никак не могут оказаться вместе, ставит всё с ног на голову, и в этом его главная прелесть». Когда Марина Свинина рассуждает о фотографии, театре, кажется, она говорит о какой-то сказке, в которой возможно вообще всё. «Как-то в 90-х снимала какой-то спектакль в музыкальном театре на чёрно-белую плёнку и поймала себя на мысли, что как только поднимается занавес, у меня будто отключается цветовое зрение, я вижу всё, что происходит на сцене чисто в тональном рисунке. Разве это не магия? – задаёт риторический вопрос автор. – Когда слышу третий звонок в театре, у меня как будто тумблер в голове переключается: я становлюсь совершенно другим человеком без намёка на какой-то внутренний монолог, готовым мгновенно отреагировать на то, что происходит на сцене. Снять тот самый кадр можно только здесь и сейчас, особенно когда гастролёры приезжают с каким-то спектаклем, другой возможности не будет». Как говорит фотограф, главное, чему её научил театр, режиссура – так общаться с артистом во время съёмки, чтобы кадр получился максимально живым и говорящим. «У меня бывало так, что после съёмки не помнила, что говорила, а когда артисты пересказывали мне наш диалог, очень удивлялась, – рассказывает Марина Свинина. – Попадая на репетиции спектаклей, я обнаруживала, что практически профессионально общалась со своими моделями. Как режиссёр. Но специально этому меня никто не учил. Это всё театр! Он стал лучшей школой фотографии для меня».

«Главная моя школа – театр». Фотограф Марина Свинина – о магии искусства
© АиФ Иркутск