Театр куклы, актёра, маски и скотча. Нужна ли сегодня театру сама кукла
Когда-то было большой сенсацией, что в кукольном спектакле появился человек. На сцене вместе с марионетками играл настоящий актёр. Сейчас куклу может заменить автоматон или робот, а то и вовсе обычный бытовой предмет, например, скотч. Оживить предмет Тот самый первый спектакль с человеком рассказывал о приключениях отважного мореплавателя в стране маленьких человечков из романа Джонатана Свифта. Это была знаменитая постановка режиссёра, теоретика и историка кукольного театра Евгения Деммени. Роль Гулливера досталась молодому артисту Михаилу Дрозжину, он играл в окружении крошечных кукол. Актёр театра кукол теперь не скрыт от зрителя. Бывает, что и куклы в спектакле нет. Зрелище было удивительным, и не только потому, что задумка соответствовала произведению - зрителей привело в восторг сочетание на одной сцене живого актёра и марионеток. Пресса тех лет отмечала, что это, несомненно, придало действу особую достоверность и убедительность. Однако об этом новаторстве спорили, театр кукол - это прежде всего искусство, связанное с чудом, волшебством, это оживление неживого. Зачем там человек? Сейчас же заговорили о том, нужна ли театру кукла. В руках актёров может ожить и чайник, а можно «нарисовать» образ скотчем. Об этом рассуждали эксперты на VI Международном фестивале театров кукол «В гостях у «Арлекина», который совсем недавно отшумел в Омске. Примечательно, что Гран-при получила французская актриса русского происхождения Полина Борисова, представляющая девайс-театр, или театр предмета. Её работа со скотчем в спектакле про одинокую старушку виртуозна. На глазах у зрителей на тёмном заднике она «рисует» печку, в которую летят письма и открытки, и вот уже дым идёт из трубы - рваные куски ленты изображают это. Вот появляется контур мужчины - была ведь у любой дамы своя романтическая история, но сейчас нет рядом любимого. Как нет близких, лишь воспоминания - силуэты. Как линии складываются в образы - загадка. И волшебство. В конце изображённая запертой дверь вдруг откроется, а полоска скотча станет дорогой, приглашением в путь. Последний. У зрителей ком в горле, потому что финал понятен, хотя актриса не произнесёт ни слова. Она же и призналась, что поставить спектакль Go! помогло знакомство с русским инженерным театром «АХЕ», который называют «театром образа». Труппа не имеет актёров, эмоции там играть некому, но они создают ситуации, когда эти эмоции возникают естественным путём. «Его актёры стараются не играть героя, а быть им. Например, если нужно хромать, они используют обувь со специальной подошвой. Я использую маску, а не грим, с которым видна мимика. Маска как панцирь, а на лице молодые, живые глаза. Разве не это нас поражает в стариках? Когда мы стареем, то становимся жёстче, твёрже, как кусок папье-маше, из которого сделана маска», - рассказала Полина. Детский или взрослый? Один из мифов современности, что кукольный театр только для детей. Ещё в позапрошлом веке представления с куклами смотрели все. Скорее, тогда делился театр на «живой», с актёрами-людьми, и кукольный. У них и репертуар был почти одинаковым. Да и сейчас, если взглянуть на шорт-лист спектаклей-победителей среди театров кукол самой театральной премии в России «Золотая маска», там почти нет детских спектаклей. Кстати, это очень удобно - наличие маленького двойника помогает персонажам, сыгранным в живом плане. И это весьма метафорично. На этом сыграли авторы спектакля «Утиная охота. Сны Зилова», который привезли на фестиваль в Омск из Иркутска. Пьесы известного иркутского автора Александра Вампилова ранее никогда не ставились на подмостках театров кукол. Но коллектив областного театра «Аистёнок» из родного города драматурга решил исправить это. История о человеке, живом и ранимом, которого окружают бездушные куклы, олицетворяющие друзей-близких, получилась впечатляющей. В списке номинантов премии спектакли по Достоевскому, Чехову. Среди претендентов и «Турандот» театра кукол им. С. В. Образцова. За рубежом, например, самый популярный кукольник Невилл Трантер не поставил ни одного спектакля для юных зрителей. Тем не менее он звезда мирового уровня. И уж его персонажи, в том числе Усама бен Ладен и Гитлер, точно не детские.. Театр кукол и драматический сейчас совсем не копии друг друга. То, что можно сделать с куклами, не получится с актёрами. В спектакле «Дон Кихот» Екатеринбургского театра кукол человечки сгорают от любовной страсти (в прямом смысле). Но они бумажные. Вряд ли в театре драмы кто-то из актёров позволил бы себя поджечь даже ради большой любви к искусству. 90 лет UNIMA «Международный Союз кукольных театров (UNIMA) - первый творческий союз в мире. Его основал пражский исследователь-энтузиаст Йиндржих Весел в 1929 году. Первой эмблемой UNIMA стали петрушки всех стран. Кстати, русская кукла была в красноармейском шлеме, - рассказал историк театра, кукольный критик, доктор искусствоведения Борис Голдовский. - В 1933 году её возглавил чешский режиссёр Йозеф Скупа. В этом же году весь мир всколыхнулся от фашизма, и UNIMA перестала существовать. А в 1957 году организация вновь возродилась. Союзом стал руководить немецкий кукольник Макс Якоб. Кстати, так получилось, что Йозеф Скупа попал в концлагерь, а Макс Якоб благодаря своим связям вытащил его, спас от смерти. В 1976 году президентом UNIMA стал советский актёр и режиссёр Сергей Образцов. В 2000 году на очередном съезде возникла идея создать День кукольника, его отмечают по всему миру 21 марта. Сейчас конгрессы UNIMA не прекращаются. Главная цель нашего движения - объединить талантливых кукольников из разных стран, отследить процессы развития и тенденции. Мир меняется, театр кукол тоже». Посредством театра «Год назад в рамках лаборатории «Театр и современная литература для подростков» программы «Детский weekend» на фестивале «Золотая маска» требовалось найти такой материал, в котором кукла не была бы «притянута за уши», - рассказала режиссёр спектакля «Мучные младенцы» Московского театра кукол Наталья Пахомова. - Мой сын - подросток, мы очень много читаем книг издательств «Самокат» и «Розовый жираф», как раз тех, которые сейчас издают для подростков. И в стопке этих книг мне попалась повесть Энн Файн «Мучные младенцы». Она хорошо срезонировала с тем, что волнует ребят. Ещё во время репетиций пришла в голову идея оставить на зрительских стульях коробки, которые ребята могут надеть на себя. Так что те, кто приходит на спектакль, становятся участниками действа. И уж точно таким образом можно спрятать свои эмоции. Ведь в реальной жизни так и происходит. Перед спектаклем я советую прочитать эти книги не только детям, но и родителям. Возможно, окажется, что кто-то не готов смотреть эту историю, а кому-то это потребуется. Если я хочу поговорить с ребёнком о таких вещах, но не знаю как, можно это сделать посредством театра». Должна быть магия «В жюри фестиваля «В гостях у Арлекина» я самый старший. И я - заядлый фестивальщик. Могу сказать, что на многих фестивалях (не важно, в какой это стране) рассматривается тема взаимоотношений актёра и куклы. В Германии было воспринято как революция, когда в кукольном театре на сцену вышел актёр. До этого невидимые кукольники управляли куклой за ширмой. Сейчас не важно, есть ли у него какая-то своя отдельная роль или нет, но человек стал выходить на сцену. Из соседства на сцене куклы и актёра появились новые смыслы, появилась возможность таким образом ставить сложную драматургию. В таком случае кукловод выступает как помощник куклы либо как партнёр. Это особое искусство, я имею в виду кукловождение. Но в кукольном театре, как в религии, независимо от того, синагога это или храм, должно быть то, что я бы назвал магией», - говорит театральный критик Хармут Топф.