Создатели сериала «Хранители» об альтернативной Америке, новом мире и феминизме
На HBO и в «Амедиатеке» стартовал самый ожидаемый сериал осени. «Хранители» представляют собой очень вольное продолжение культового комикса Алана Мура (и в меньшей степени — его экранизации 2009 года): альтернативная Америка 2019-го предстает здесь территорией паранойи, ненависти и насилия, разрываемой расовыми противоречиями и историческими травмами. «Лента.ру» поговорила о сериале, его мире и его злободневном содержании с актрисой Реджиной Кинг, сыгравшей в «Хранителях» центральную роль борющейся с преступностью Сестры Ночь, и режиссером и продюсером проекта Николь Кэссел. «Лента.ру»: Реджина, расскажите о роли Анджелы. Как она вписывается в мир «Хранителей»? У нее в сериале довольно многообразный характер. Реджина Кинг: Да, она носит разные маски — впрочем, как и все мы. Мы по-разному ведем себя в разные моменты нашей жизни, и Анджела — довольно удачный и осмысленный пример того, как это происходит. Нам всем приходится подстраиваться — ну или менять свое поведение в зависимости от обстоятельств. В старших классах школы я постоянно носила маски: надевала то одну, то другую в зависимости от тех ребят, с которыми общалась. У меня не было одной определенной компании друзей, так что, например, по понедельникам я тусила со скейтерами, по вторникам — с укурками. И естественно, что мне приходилось адаптироваться. Вы недавно работали с Дэймоном Линделофом (шоураннером сериалов «Хранители», «Оставленные» и «Остаться в живых» — прим. «Ленты.ру») в «Оставленных». Чем вас привлек шанс поработать с ним на этот раз? Реджина Кинг: Как актрисе мне всегда хочется пробовать играть очень разных персонажей. Не хочу, чтобы люди говорили: «А, да, она всегда играет одну и ту же роль». Если уж мне придется исполнять роль жены четыре раза, то каждый раз это должна быть разная жена, понимаете? Не одна и та же. И первой моей реакцией на сценарий «Хранителей» было как раз удивление — тем, насколько мой персонаж отличался от всех, которых мне когда-либо предлагали. Николь, а как вы попали в команду сериала? Николь Кэссел: Я работала с Дэймоном над «Оставленными». Мы с ним вместе сделали два сезона. Мне так нравилось с ним работать, что, когда сериал закончился, мне стало ужасно грустно. Я уже привыкла к команде, работавшей над «Оставленными», и относилась к ним, как к семье. Так что когда я узнала, что Дэймон придумывает новый проект и что ему будет нужен режиссер, я просто набралась смелости и отправила ему имейл: «Знаешь, мне очень хочется снова поработать с тобой». Он прислал мне сценарий через пару месяцев после беспорядков в Шарлоттсвилле (2 августа 2017 года в Шарлоттсвилле неонацисты провели стихийное факельное шествие, требуя от местных властей отказаться от сноса памятника генералу конфедератов Роберту Эдварду Ли. После этого в городе вспыхнули беспорядки, в которых пострадали 15 человек. — прим. «Ленты.ру»). Я живу в Шарлоттсвилле, и рана от того, что там случилось, еще вовсю болела. И сценарий не давал этой ране зажить внутри меня. Я поняла, что возможность поработать над «Хранителями» — это шанс для меня как человека и режиссера внести свой вклад в общественную дискуссию вокруг событий в городе. Я рассказала об этом Дэймону, и мы начали строить единое видение того, как «Хранители» могут выглядеть. Оказалось, что мы довольно схоже прочувствовали материал — и поэтому у нас не было особенных проблем с тем, чтобы прийти к общим знаменателям по важным вопросам. Сколько эпизодов вы в итоге сделали? Николь Кэссел: Как режиссер я сняла первый, второй и восьмой эпизоды, а как продюсер — работала над всем сезоном. Это значит, что именно от вас в данном случае зависело, как будет выглядеть мир «Хранителей»? Николь Кэссел: Да, целиком и полностью. Выходит, вы проделали довольно серьезную и кропотливую работу. Отчасти мир сериала выглядит футуристично, отчасти — китчево. Что вас вдохновляло? Николь Кэссел: Сначала я работала исходя из оригинального комикса. Что произошло спустя 30 лет после изложенных в нем событий? Роберт Редфорд стал президентом США. В мире распространены электромашины. Планете не угрожает климатический кризис. Пластик больше не используется. Вьетнам стал 51-м штатом Америки. Когда же дело дошло до вопросов эстетики и визуального стиля, я сразу отмела вариант, что наши «Хранители» должны выглядеть, как комикс. Меня больше вдохновили фильмы вроде «Дитя человеческого» и «Бегущего по лезвию»: миры, в которых многое отличается от того времени, в котором мы с вами живем, но в которых одновременно с этим царит живое ощущение настоящего. Миры, которые кажутся хорошо обжитыми. Эстетически именно они были главными референсами для всей команды, работавшей над сериалом. Где вы проводили съемки? Николь Кэссел: По большей части — в Атланте. Но в сериале можно будет увидеть и несколько мест в Уэльсе, которые, кажется, никто никогда до нас не снимал. Они невероятно красивые. Реджина, многие фильмы и сериалы, где вы играли, затрагивали проблемы расовых отношений и расизма в частности — но при этом куда в более буквальном исторически смысле, чем в «Хранителях». А как, на ваш взгляд, раскрыта эта тема в сериале? Реджина Кинг: Анджела — довольно уникальный персонаж, потому что она начинает бороться против сторонников белой расы не из-за идеи, а потому что она просто обеспокоена своим собственным выживанием и защитой своей собственной семьи. Сериал начинается со сцены расовых беспорядков в Талсе (31 мая и 1 июня 1921 года произошло нападение белых на негритянские кварталы в Талсе, штат Оклахома, США. Считается одним из крупнейших случаев расового насилия в истории Соединенных Штатов. — прим. «Ленты.ру»), и мне кажется, что Линделоф очень точно нащупал отправную точку для истории Анджелы. Она живет в обществе, где расовые конфликты до сих пор сильны, но при этом ее они затрагивают естественным образом, а не потому что она сама выбирает такой путь. Мне кажется, что это очень точное отображение того, что происходит в реальном мире. Мы сейчас с вами можем зайти на страницы в соцсетях любого политика во власти и в девяти случаях из десяти обнаружить, что он или она когда-то написали что-то ужасное, расистское или сексистское. Так что история Анжелы — это семейная история на фоне непримиримости, главенствующей в нашем мире. В сериале много потрясающих женских персонажей. Не хочу сказать, что потрясающих мужчин не хватает, но вы не рассматриваете этот проект как феминистское высказывание? Реджина Кинг: Я никогда не задумывалась об этом в таком ключе, но если кому-то кажется наш сериал феминистским, то это здорово. В смысле, я считаю что одна из основных вещей, на которые мы надеемся, это то, что когда зрители посмотрят все эпизоды — с первого по девятый, — они что-то почувствуют, и если именно это, то что ж, отлично. Николь Кэссел: Я считаю, что это наш мир, мы женщины, и мы в нем работаем. Мы рассказываем истории, и сериал — это, конечно, наше большое путешествие, но не будем забывать, насколько, черт возьми, это радикальный постер (показывает на постер с Реджиной). Сериал называется «Хранители», он снят по комиксу, а на постере — женщина, и не просто женщина, а афро-американская женщина. Феминистское ли это высказывание? Абсолютно. Но была ли эта мысль когда-то первостепенной? Нет. Вот почему это так круто. Реджина Кинг: Ну еще все так легко и натурально получилось, потому что создатель сериала Дэймон — феминист, так что все было просто. Это те правила, по которым он живет. Николь Кэссел: Я — женщина-режиссер, но при этом я режиссер. Считается, что это мужская профессия. Люди будут говорить: «Ох, у нее такой маскулинный стиль». Почему мы навешиваем ярлыки на такие вещи? Называем ли мы Майка Николса нежным или женственным? Все эти прилагательные давно пора переосмыслить. А вы что думаете о постере, Реджина? Реджина Кинг: Ну, мне трудно не замечать на нем себя, и то, что меня теперь можно увидеть везде… вот представьте, я сижу в машине, рядом останавливается автобус, я поднимаю глаза и пялюсь на саму себя. На саму себя, выглядящую дико круто. Мне точно нужен один из этих постеров, повесить у себя дома. Сериал «Хранители» выходит на HBO и в «Амедиатеке» с 20 октября