Войти в почту

История одного шедевра: несчастная не так уж и страдала

Среди шедевров Третьяковской галереи картина «Неравный брак» — одна из самых «Берущих за душу». О прототипах изображенных на ней людей спорят до сих пор Лицо с чуть опухшими, красноватыми от недавних слез веками, казалось в пламени свечи восковым. Войдя в зал, люди замирали, завороженные увиденным: то, что было изображено на картине, казалось, происходило здесь и сейчас. Прелестную невесту, просватанную за высокомерного старика с жестким изломом губ, толпу свидетелей таинства венчания Ангела с Дьяволом — равнодушных и скорбно сочувствующих — рассматривали часами. Публика была потрясена мастерством живописца, и говорили в те дни в свете лишь о картине и ее создателе. В том же 1863 году, когда картина была представлена на академической выставке, художник Василий Пукирев получил профессорское звание. В свете муссировали и скандал, случившийся между Пукиревым и его приятелем Сергеем Варенцовым на стадии написания картины: якобы Сергей назвал Пукирева предателем, узнав на картине... себя самого. Варенцова было нетрудно понять. В это время он числился женихом представительницы богатого рода Урусовых, Ольги Никитичны. На картине же красавец Варенцов стоял справа от убитой горем невесты, глядя на нее с любовью. По одной версии, Пукирев друга успокоил, спешно подрисовав свадебному шаферу элегантную бородку. И тогда Варенцова потрясло другое: на картине появился сам Пукирев! Теперь это он стал участником действия. Случайно ли? Приступая к созданию полотна, Василий Пукирев решил отразить в нем «злобу дня»: тему разновозрастных браков. В России она была так актуальна, что в феврале 1861 года Священный синод издал указ, осуждающий браки с солидной разницей в возрасте. А еще за год до этого, в 1860 году, в церкви Трех Святителей на Кулишках 24-летняя дочь купца Рыбникова Софья Николаевна венчалась с купцом 1-й гильдии, известным меценатом Андреем Александровичем Карзинкиным. За Софьей тогда и ухаживал Сергей Варенцов. «Старику Карзинкину» было на момент венчания 37 лет, и представить его старым чудовищем Пукирев намеревался лишь для того, чтобы сделать другу Сергею приятно. Брат Сергея, Николай, был женат на сестре Карзинкина-жениха, так что Варенцова обязывали присутствовать на венчании любимой семейные обстоятельства. Но когда «Неравный брак» был написан, Сергей Михайлович намеревался стать мужем ревнивой Ольги Урусовой... Для еще одного друга Пукирева, Сергея Грибкова, было очевидно, что на картине изображен сам художник. И в изображенной на полотне невесте он видел вовсе не Рыбникову, а любимую Василием Прасковью Матвеевну Варенцову, однофамилицу Сергея, брак с которой для незнатного Пукирева был невозможен. Эта версия получила косвенное подтверждение, когда в 2002 году Третьяковка приобрела карандашный рисунок В. Д. Сухова, датированный 1907 годом. На оборотной стороне портрета женщины в годах было подписано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне». Значит, на картине все же не Соня, а Прасковья! Но кто тогда старик-жених, отвратительный высокомерный брюзга? Возможно, это собирательный образ, символ победившего зла. Однако на этюдах Василия Пукирева к картине его рукой означено: «Писалось с князя Цицианова». Это мог быть только Павел Иванович Цицианов, отставной штабс-капитан и наследник одной из самых славных московских фамилий. Заподозренный в причастности к обществу декабристов, Цицианов простился с карьерой и жил в имении под Городней, часто ездил в Тверь, принимая участие в делах тверского дворянского собрания, подружившись с его предводителем — Алексеем Марковичем Полторацким. По одной из версий, фигуру старика Пукирев списал с Полторацкого, а голову — с Павла Цицианова, а вызывающий у многих отвращение венчик волос на голове жениха художник «узрел» на поваре семьи Варенцовых. Таким образом, от картины и разговоров вокруг нее опосредованно мог пострадать лишь противный жених. Но если вести речь об Андрее Карзинкине, то он был вовсе не так плох! Карзинкин собирал у себя интеллектуалов, был знаком со Станиславским, водил дружбу с художниками. Именно он стал основателем Шекспировского общества в Москве, был членом совета Третьяковки. И главное — Софья была счастлива с мужем. После смерти маленькой дочки от туберкулеза Софья Карзинкина передала Бахрушинской больнице 20 тысяч рублей на открытие корпуса для болеющих туберкулезом женщин. Их брак с Карзинкиным, несмотря на разницу супругов в возрасте, был счастливым, но в истории их имена оказались навсегда связанными с понятием «неравный брак». КСТАТИ Рядом с шафером изображен друг Пукирева художник Петр Михайлович Шмельков, по одной из версий, именно он подсказал идею картины. Кроме того, сбоку на картине видна голова рамочника Гребенского: он обещал сделать художнику раму для картины, «каких еще не было». И ведь сделал! Он расположил на ней и плоды, и цветы, и рама так понравилась Третьякову, что с тех пор у Гребенского заказывали рамы для всех картин, закупаемых для коллекции мецената. Читайте также: История любви: две главные женщины художника Василия Поленова

История одного шедевра: несчастная не так уж и страдала
© Вечерняя Москва