«Театр помогает выйти за рамки представления о собственных возможностях»
Новокуйбышевск — маленький город, но на спектакли театра-студии «Грань» попасть сложно. Ценители — театралы приезжают из Самара и области, хотя Вы ставите отнюдь не водевили и комедии. Откуда такой интерес? — Оказывается, такие сложные темы очень нужны. Зрителю хочется думать, размышлять, угадывать замысел автора, погружаться в свои ассоциации. Театр — это не развлечение, это большая работа с собой, над собой.Я выбираю пьесу не просто так, она должна быть интересна мне лично. А мне как раз интересны сложные, многослойные темы. Мои первые спектакли были поставлены по произведения Стриндберг, Сартр. Первый спектакль, «Френкен Жюли» (Стриндберг), был создан в 2012 году. Он казался авантюрой. Можно сказать, экзистенциальная, мистическая пьеса о любви, чести и неотвратимости происходящего, увлекла сначала актеров, а потом и зрителя. Автор 19 века был прекрасно понят и принят публикой 21 века. За него мы получили первый гран-при XI Фестиваля театров малых городов России в 2013 году (г. Пятигорск). Ваши спектакли сложны в исполнении. Актерам приходится перевоплощаться в течении одного спектакля несколько раз, играя совершенно разных персонажей. Например, в ставшем уже знаменитым и любимым, средневековом фарсе, шесть актеров исполняет 32 роли. Зачем такие сложности? — Да, там действительно шесть исполнителей, у каждого из которых восемь ролей. Особая сложность заключалась в том, что, по сути эта пьеса — эротический фарс. Но обнаженными зрители увидели только ладони и ступни актеров. Вся буря чувств должна была быть показана через пластику, мимику. Но на самом деле, этот спектакль — не о сексе или эротике, он о театре.Было трудно, конечно. Молниеносная смена костюмов и масок, сложнейший грим, на перевоплощение из одной роли в другую отведены считанные секунды. Возможность лицедейства, перевоплощения, получения удовольствия от игры — вот что интересно и зрителям, и актерам. И рост над собой. Да, нагрузка колоссальная, но это и есть выход за границы своих возможностей. Люди становятся другими, они взрослеют очень быстро. Возможно, именно в этом и заключается его главная ценность. Преодоление границ невозможного становится дверью в новый иной мир. За семь лет театр-студия «Грань» завоевал множество наград, в том числе несколько гран-при российского «Фестиваля театров малых городов России». В 2016 году спектакль «Таня-Таня» стал номинантом премии «Золотая Маска» в пяти номинациях. В 2017 году «Корабль дураков», а в 2018 — «Король Лир» стали лауреатами «Золотой Маски» в номинации «Работа художника по костюмам». Что для Вас эти награды? — У «Золотой Маски» есть большой информационный ресурс — ведущие федеральные СМИ. К премии приковано пристальное внимание профессионалов и простых зрителей. И признание, не только лауреатство, но и номинации на премию дорогого стоит, и, конечно, дает мощный толчок для дальнейшего развития. Не случайно «Золотая Маска» называют у нас в стране театральным «Оскаром». Важно, что в 2018 году город Новокуйбышевск стал участником регионального проекта Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» — «Фестиваль «Золотая Маска» в Новокуйбышевске». Но, несмотря на признанный успех театра, я себя никаким гением не ощущаю и часто сомневаюсь внутренне при принятии решения. Очень волнуюсь, когда выпускаю премьеры. Как только ты стал думать, что тебе все по плечу — вдохновение уйдет. Надо просто слышать и чувствовать себя. Считается, что в провинции жизни нет. Почему не уезжаете в «столицы»? Вы уже ставили в 2017 году в «Театре на Таганке» спектакль Старший сын, а в 2018, в Театре Наций» — «Театр чудес» Сервантеса. Прекрасный опыт, прекрасные отзывы. — Здесь мое место силы, особая атмосфера. Почему мы не можем создавать спектакли у себя дома? Да, в регионе меньше возможностей для творческой аккумуляции. Здесь меньше выставок, спектаклей, интересных культурных событий, где можно подпитываться творчески, по сравнению со столицей. Но когда ты живешь на море, ты можешь за все лето ни разу в этом море не искупаться. Точно так же, когда ты живешь в столице, можешь никуда не сходить и ничего не посмотреть. А когда ты живешь в Новокуйбышевске и узнаешь, что в театре Вахтангова вышел потрясающий спектакль, а в Пушкинском музее открылась выставка — ты покупаешь билет и едешь. Мне кажется, важно не место, в котором ты живешь, а важно то, чем ты занимаешься. Я своим студентам говорю: ребята, если вы хотите заниматься театром, вы можете им заниматься в любой точке России, в любой точке земного шара. Чем для Вас стал Год Театра? Как оцениваете те новые проекты и инициативы, которые были реализованы в сфере театрального искусства в рамках года? — На самом деле радует, что было очень много театральных фестивалей. Театр «Грань» побывал во многих городах России и гастроли продолжаются. Очень важно, что мы провели в Новокуйбышевске всероссийский театральный фестиваль «ПоМост». Театр-студия «Грань» является его создателем и бессменным организатором. В 2019 году он проходил в восьмой раз и был посвящен искусству театрального света. Было трудно, но в Год Театра мы сочли делом чести его провести. Нам помогли и областные, и городские власти. И неожиданно он получился просто фееричным. В программе фестиваля приняли участие театральные труппы из Ярославля, Екатеринбурга, Глазова. Театр вышел на улицы, стал частью городского пространства. Это произошло благодаря фантастическому выступлению испанского высотного театра Grupo Puja со. В целом же, посвящение 2019 года именно такому искусству, как театр, правильно. Новые фестивали, акцент на театральные мероприятия, позволяют увлечь новых зрителей, заразить их любовью к театру, заставить размышлять, глубже понимать жизнь. А такие проекты, как «Театральное Поволжье», дают шанс на появление новых талантливых молодых актеров. Сам театр-студия «Грань» в Год Театра тоже получил подарок — новое здание. Уже определено место, где он будет расположен. В следующем году должно начаться строительство. Фото: theatre-gran.ru