Ещё

Дни российской-немецкой культуры в Хабаровске: объединяет ли искусство 

Дни российской-немецкой культуры в Хабаровске: объединяет ли искусство
Фото: Аргументы Недели
В очередной раз организаторы Дней немецко-российской культуры в Хабаровске попытались проложить мост между двумя странами. Жители краевого центра вновь становятся участниками ярких событий фестиваля: совместных проектов профессионалов и любителей в разных областях искусства, дискуссий и размышлений, а также показов современного немецкого кино.
В кинотеатре «Совкино» уже идут современные фильмы немецких кинематографистов, получившие награды различных кинофестивалей. Среди них есть и лучший документальный фильм 2018 года «Чистильщики». Вы задумывались когда-нибудь о том, останется ли в соцсетях размещённая вами информация. Оказывается, есть теневая индустрия «цифровой уборки», благодаря которой интернет избавляется от того, что ему не нравится. В фильме зритель знакомится с пятью «цифровыми уборщиками», которые удаляют нежелательный контент из сети интернет.
Разнообразие подборки позволит каждому зрителю найти фильм на свой вкус.
Символ холодной войны
— Слоган фестиваля этого года «Искусство объединяет…» Так сложилось, что два года назад в Хабаровске на улице, носящей имя немецкого философа , художники граффити наши и из немецкого города Фирзена расписали стену. Главными фигурами картины стали две руки, сложившиеся вместе, а над ними — фраза «Kunst verbindet…», что в переводе на русский означает «Искусство объединяет…». То есть, художники двух стран объединились на проекте фестиваля. Также в Дни немецко-российской культуры объединяются фотографы, музыканты, люди других творческих профессий, — объяснила руководитель фестиваля Татьяна Мисевич.
В этот раз символом объединения выступает и Берлинская стена, которая пала тридцать лет назад, стерев границы между западной частью Германии и восточной. Но можно ли её ассоциировать с объединением? Ответ на это вопрос найдётся на выставке плакатов, размещённой также в «Совкино». Здесь и впечатляющие фотографии, и архивные документы, свидетельствующие о приграничных буднях внутри Германии и в разделённом Берлине, о жертвах режима и побегах через стену. В конце приводится юридическая оценка этой границы на примере процессов, проходивших над виновными в расстрелах беглецов у Берлинской стены.
Сегодня сохранился лишь небольшой её участок — 1,3 км из 155, превратившийся в мемориал. Народ объединился, но насколько, и объединилось ли искусство ГДР и современной Германии. Об этом шла речь на одной из площадок фестиваля во время встречи хабаровчан с председателем совета по культуре городов федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Паулем Шрёмбгесом.
— У нас сейчас много дискутируют, насколько продвинулся за тридцать лет процесс объединения. Эта дискуссия имеет почву политическую, экономическую и социальную. Также немаловажен процесс развития самого населения в объединённой Германии. Здесь не последнюю роль играет культура, — рассказал Пауль Шрёмбгес корреспонденту «Аргументов недели. Дальний Восток» — Мы пришли к выводу, что восприятие происходящих процессов людьми, живущими в восточной Германии, происходит иначе, чем в западной. Часто можно слышать, что восточные немцы в объединённой Германии чувствуют себя не так комфортно. Они жалуются на низкие заработки, на дискриминацию в получении рабочих мест. Как западные немцы, мы удивляемся их недовольством. Все эти 30 лет мы платим так называемый налог на объединение, инфраструктура в восточной части страны стала намного лучше за эти годы, пенсии восточных немцев стали намного выше. Они были пересчитаны по курсу западных, ведь соотношение восточной и западной марки была 1 к 20. Чем можно быть недовольными?
Граница в мышлении
В культуре обеих частях одной страны тоже существует значительная разница. В ГДР за много лет сложилось коммунистическое мышление, которое отличается от западного и, соответственно, не совсем вписалось в объединённую Германию.
— Граница в мышлении до сих пор существует. Поэтому сейчас западные немцы пытаются изменить восточных. Но это вопрос многих поколений, — отмечает Пауль. — Молодёжь, конечно, намного быстрее прогрессирует и, получив образование, к примеру, в Берлине или Франкфурте, на родину, в восточную часть Германии уже не возвращаются. Только старое поколение до сих пор цепляется за идеалы, привитые им в ГДР.
В искусстве тоже есть проблемы. Не секрет, что в ГДР, начиная со времён Сталина, до 1990 года культивировался стиль социалистического реализма. Однако в западной Германии не принимали такое направление, считая, что навязанный государством стиль не является искусством. Это диктатура, это заказ, но не эстетическое восприятие мира. И дискуссия, которая сейчас разворачивается в объединённой Германии пытается понять, насколько искусство ГДР эстетично, чтобы называться произведением искусства. Это сделать совсем непросто.
Есть, конечно, плюсы и минусы запада и востока Германии. Однако часть стены осталась и пропускной пункт «Чарли» — ворота в другую зону страны — тоже. Но среди немцев это место не является особым. В Германии осталась даже своеобразная ностальгия по времени холодной войны. Ведь холодная война нас всех обезопасила. Мы были вооружены против мнимого врага, но нам было спокойно за железным занавесом. А когда американцы от нас отказались, и встал вопрос обороноспособности, мы оказались не готовы, — резюмировал Пауль.
Ксения ГОРБУНОВА
Видео дня. Артисты, кусавшие локти после отказа от ролей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео