Ещё
За что в СССР запретили детский фильм
За что в СССР запретили детский фильм
Фильмы
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет

День в истории. 30 октября: скончался режиссер, предсказавший будущее Украины 

День в истории. 30 октября: скончался режиссер, предсказавший будущее Украины
Фото: Украина.ру
Психиатр и режиссер
К этому своему выдающемуся успеху он шел всю свою жизнь. Более того, в чем-то даже продолжил дело своего отца, профессора-психиатра Петра Петровича Тутышкина (1868-1937). И эта связь четко прослеживается, если взглянуть на название докторской диссертации, защищенной в 1902 году врачом харьковской психиатрической больницы, именуемой в народе «Сабуровой дачей». Вдумайтесь! «Роль отрицательного отбора в процессе семейного нервно-психического вырождения (Дарвинизм в патологии)».
Когда профессор работал в Кишиневе, он активно внедрял в практику идеи и стал одним из первых в России психоаналитиков. Там же 24 января 1910 года у него родился сын Андрей. В годы Первой Мировой войны доктор Тутышкин изучал механизмы сопротивления организма, и в 1916 г. выходит его труд «Духовная оборона личности и Родины».
Год спустя он вступает в партию большевиков, а в начале 1919 года становится наркомом здравоохранения УССР в правительстве Христиана Раковского. Только полгода он там проработал, до прихода Добровольческой армии, но за это время успел национализировать как частные клиники, так и имущество Российского медицинского общества в Харькове и не только. Затем семья Тутышкиных переезжает в Москву. Там он продолжает работу, вместе с фрейдизмом попадает в опалу и успеет умереть в своей постели.
Андрей Петрович не пошел по стопам отца и закончил студию при театре им. Вахтангова (ныне — знаменитое Щукинское училище). В 1938 году он становится знаменитым после фильма «Волга, Волга», где был партнером . За эту роль счетовода Алёши Трубышкина он получил орден «Знак почета» и последующую запись в титрах «орденоносец Тутышкин». А дальше были постановки спектаклей в Москве, эвакуация и руководство ленинградскими театрами (музкомедии и им. Ленинского Комсомола). И съёмки в небольших ролях, из которых больше всех запомнился бухгалтер Миронов в «Карнавальной ночи».
Помимо театра, Тутышкин занят кинорежиссурой. Именно он впервые выводит на большой экран в фильме «Мы с вами где-то встречались». Однако из восьми картин наиболее успешным был снятый в 1965 году фильм-оперетта , который спустя полвека многие зрители воспринимают как документальный. Более 30 млн зрителей сходили в кинотеатры только в год его выпуска (1967).
Борьба за оперетту
До попадания на экран оперетта «Свадьба в Малиновке» была хорошо известна любителям жанра, ведь почти два десятилетия она шла на театральных подмостках. Автором одноименной украинской пьесы был Леонид Аронович Юхвид (1909-1968). Он вырос в Гуляй-Поле, в детстве видел и запомнил, каково жить среди разгула атаманщины.
В годы тотальной украинизации он поселился в Харькове и выбрал украинский своим рабочим языком. И что тут удивительного: на идиш смотрит не так много зрителей, иврит под запретом, а на русском если писать, то слишком много конкурентов и большая очередь на постановку. Среди всего, что ему довелось сделать, только «Свадьба в Малиновке» не забыта. Однако и она могла бы кануть в Лету, если бы не ситуация, которая в наше время считалась бы вопиющим нарушением авторского права.
Писалась пьеса для Первой украинской музыкальной комедии, занявшей в Харькове помещение бывшего цирка «Муссури». Ее директор должен был написать музыку и написал, но… Текст понравился в Москве, и его захотел поставить . Он-то и предложил Виктору Типоту написать либретто на русском языке, а  — музыку.
«Когда я начинал ставить «Свадьбу в Малиновке», я и мои товарищи верили в широту возможностей жанра. Успеху постановки прежде всего способствовала музыка Александрова, исполненная ярких лирических красок, добродушного народного юмора. Проникновенно и глубоко композитор раскрыл характеры своих героев, сочно выписал колоритные народные сцены. «Свадьба в Малиновке» сыграла огромную роль в становлении советской оперетты, получившей развитие в творчестве И. Дунаевского, Ю. Милютина и других композиторов. Она сыграла большую роль и в судьбе Бориса Александрова, положив начало его активному творческому сотрудничеству с музыкальным театром», — вспоминал Ярон впоследствии.
В общем, 8 ноября 1937 года в Московском театре оперетты, аккурат к двадцатой годовщине революции, состоялась премьера, где сам Ярон сыграл роль Попандопуло. Спектакль тридцать лет не сходил с театральных подмостков и полюбился зрителям. Оперетту Рябова тоже поставили, в Харькове, но она не стала существенным событием театрально-музыкальной жизни.
Кто же был автором музыки к «Свадьбе в Малиновке»?
К моменту премьеры фильма Борис Александрович Александров (1905-1994) был генерал-майором и уже много лет возглавлял Краснознамённый Ансамбль песни и пляски Советской армии имени А. В. Александрова. Этот уникальный коллектив достался ему от отца, который из регентов церковного хора стал лучшим в мире капельмейстером и автором музыки гимна Советского Союза. Так что в семье знали и писали как церковную, так и военную музыку. Но когда писалась оперетта, молодой Борис был ближайшим помощником своего родителя. Так успех пришел к сыну раньше, чем к отцу.
«При всей публике — такие жестикуляции!»
Тридцать лет оперетта не сходила с подмостков советских театров — пережила и Сталина, и Хрущёва. А что, ничего вроде крамольного — поющие крестьяне, танцующие красавцы-красноармейцы, белые только намеками и никакого вам «еврейского вопроса». Есть война, но она смешная, а не страшная.
Но вот она перешла на киноэкран благодаря режиссуре Тутышкину и сценарию Юхвида, который вписал в формат фильма либретто Типота по своей собственной пьесе. И когда это всё зазвучало с экрана, то оказалось, что это совсем другое дело. Особенно если учесть, что каждый исполнитель был подобран, что называется, «в яблочко», а не «Трубка 15, прицел 120, батарея, ОГОНЬ! Бац! Бац! И мимо».
Неожиданно для себя Тутышкин, Юхвид и Александров открыли ментальные закрома и выпустили из бутылки то, что многие не хотели бы видеть до сих пор и что из всех авторов наяву смог лицезреть снова только композитор.
Действие происходит в одной из южных губерний, в еще недавно зажиточных селе. Помещик уехал, оставив на разграбление местному населению свою усадьбу. Белые вроде поблизости, но не присутствуют, красная бригада Котовского где-то за лесополосой, но тоже в село не входит. Местное самоуправление, представленное дедом Нечипором, имеет в своем арсенале форменные шапки на все случае жизни.
Есть здесь и местный богатей Балясный из селян. Его сын Гришка провозглашает себя местным атаманом Грицианом Таврическим, решает взять власть в селе и его окрестностях и заявляет: «Я сам себе Петлюра. Вы мне тут шутки не шутите! У меня цельная конная… дивизия в монастыре стоит!» У него, разумеется, есть своя программа: «Ну, а как же можно без программы? Ну, что я вам, бандюга с большой дороги? Я же атаман идейный. И все мои ребята, как один…»
Эта сцена переворота, пожалуй, одна стоит того, чтобы остаться навсегда. Кстати, семейство Балясных в фильме играют отец и сын Абрикосовы — потомки хозяина кондитерских фабрик. Но это так, к слову.
Любовную историю и события вокруг нее мы пересказывать не будем, лучше обратим внимание на команду Грициана. Его адъютантом становится мелкий одесский уголовник Попандопуло (Михаил Водяной).
Весь его облик — подчеркнуто комичный — кажется сугубо пародийным. Нелепое сочетание рваной тельняшки, донской казачьей фуражки и каких-то невообразимых алых галифе должны были подчеркивать всю хаотичность атаманщины на фоне единообразных красных кавалеристов. Однако дело не в художественном воображении костюмеров.
Оказывается, в красной армии существовало подразделение, именуемое красногусарский полк заволжской бригады, позднее развернутый в одноименную бригаду. В момент формирования красноармейцам достались склады 10-го гусарского Ингерманландского полка Русской императорской армии. Именно там ими были добыты форменные штаны — красные чакчиры с золотыми шнурами и голубые доломаны, составлявшие парадную форму полка.
Как же они попали в Таврию, на просторах которой развивается действие «Свадьбы в Малиновке»? Дело было в 1921 г.
Слово советскому мемуаристу и писателю Илье Дубинскому: «Поняв тщетность борьбы, с отчаянием сражалось кадровое ядро махновцев. Бывали у них и успехи. Где-то у Балаклеи они разгромили красногусарскую бригаду, возглавлявшуюся бывшим царским офицером Ватманом, содрали с убитых и раненых кавалеристов новенькие из яркого сукна галифе. Но недолго в них щеголяли».
Вот в этих то трофейных галифе и красовался Попандопуло, что таким образом должно было намекать на его махновское прошлое.
И вот эта «команда профессионалов» занимается управлением, то есть грабежом. Однако понятно, что кто-то, белые или красные, захватят Малиновку окончательно и никому, кроме деда Ничипора, может быть, ничего не светит. Надо успеть сделать и урвать то, что серьёзное начальство никогда не даст сделать.
Красные пресекают вольницу, белые по-прежнему за кадром. Они тоже могут прийти, и, понятное дело, что и те, и другие, при первой возможности пустят Грициана в расход, а Попандопуло надолго упекут за решетку. Но пока «грандиозный шухер» не наступил, то всё дозволено.
А что народ? Он живет своей жизнью — как-то самоорганизуется под началом Ничипора () и бывшего солдата Яшки (), еще тех прохвостов, и ждёт, чья возьмет. И эти «лидеры общественного мнения» так приходят к консенсусу:
— Это не ты за купающимися девками подглядывал, а они за то вываляли тебя голого в крапиве?
— За мельницей?
— Да.
— Где две вербы и обрыв?
— Да.
— Нет, не я. А это не вы ехали через Янковку на арбе с сеном и заснули, а у вас тем временем волов увели?
— Волы серые?
— Ага.
— Один с пятном?
— Ага.
— Нет, это не я.
— Врёшь!
— Не я. А это не ты, когда на германскую войну шёл, с моста свалился пьяный в воду?
— И бабы вытаскивали?
— Да.
— Я. (вместе) Земляки!
Почему Малиновка?
Есть такое село под Чугуевом, где Юхвид проводил каждое лето на даче, там ныне стоит памятник персонажам, и проходят каждый год театрализованные праздники. Но не там происходит действие пьесы и не там впоследствии создавался фильм. Его снимали в селах Пески и Хорошки Лубенского района Полтавской области, где уцелели и неразгромленная усадьба князей Щербатовых, и напрочь лишенное даже электричества пространство для натурных съёмок.
Да, жизнь на Украине, особенно в последние шесть лет, очень напоминает эту оперетту. Но в том-то и дело, что кроме уголовщины и самозванства, в ней присутствует еще и кровь. И в зале вполне на месте такой диалог:
— Я до войны имел много специальностей, за что и состоял на особом учёте у Одесском уголовном розыске. А кем ты был в мирное время?
— А я служил в полиции. Не бойся, мы своих не трогаем.
И Грициана с отцом, и Попандопуло, и Нечипора с Яшкой мы каждый день видим на экранах украинских телеканалах и прекрасно понимаем, что, в отличие от кино, они надолго.
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео